AMP18+

Москва

/

Путин станет партийным, – политологи озвучили главную интригу выборов в Госдуму

Сегодня началась избирательная кампания депутатов Государственной думы пятого созыва. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», по мнению ряда видных экспертов, нынешние парламентские выборы, несмотря на свою предсказуемость, несут в себе несколько интриг. Одной из них может стать объявление президентом России о вступлении в партию. Об этом шла речь сегодня на заседании круглого стола фонда «Единство во имя России».

Андраник Мигранян, председатель комиссии по вопросам глобализма и национальной стратегии развития Общественной палаты РФ:

«Нынешние выборы могут стать в значительной степени переломными, открывающими дорогу к окончательному формированию новой партийно-политической системы и новой конфигурации властных отношений в России. На выборах 2007 и 2008 годов не будет интриги, связанной с тем, что антисистемная оппозиция может всерьез рассчитывать на победу, как на парламентских, так и на президентских выборах. Вместе с тем, на этих выборах все-таки есть определенная интрига, связанная с двумя другими обстоятельствами. Первое – это появление на российском политическом поле второй партии власти, которая должна найти свое место в существующей политической системе. Второе – это то, что итоги парламентских выборов могут оказать влияние на один важный момент: станет ли будущая президентская кампания выборами между партийными кандидатами.

Может быть, впервые мы вступили в полосу, когда фактически будет вестись борьба не между системными и антисистемными силами. Антисистемные силы не имеют никаких шансов пошатнуть существующие устои режима, они постепенно отодвигаются на периферию. Это последние выборы, когда КПРФ, как полусистемная сила, все еще будет играть довольно важную роль. Одной из главных интриг предвыборной кампании 2007 года является не борьба КПРФ с «Единой Россией» за лидерство, а ответ на очень важный вопрос – на каком месте будут коммунисты в борьбе со «Справедливой Россией». Я склонен думать, и социологические опросы это подтверждают, что КПРФ на данном этапе может занять второе место, хотя наберет в 2-3 раза меньше голосов, чем «Единая Россия». Думаю, что на предстоящих президентских выборах КПРФ также имеет серьезные возможности побороться за второе место, но это уже не будет являться решающим фактором российской политики.

На следующих парламентских и президентских выборах основная борьба будет вестись между просистемными партиями, если хотите, между двумя партиями власти, и на президентских выборах основными будут кандидаты, которые будут представлять эти партии. Впервые мы, может быть, перейдем рубикон на пути формирования партии власти. Мы постоянно говорим о партии власти, но у нас ее нет. Партия власти еще не доведена до конца, поскольку она не контролирует правительство, а президент ее не возглавляет. Может быть на этих выборах, я этого не исключаю, и на следующих уже точно, все кандидаты на пост президента РФ будут партийными. Я думаю, от решения этого вопроса – если действующий президент возглавит партию, мы будем свидетелями завершения процесса формирования новой политической системы.

От того, произойдет это или нет – зависит исход не только президентских, но и парламентских выборов. Представьте себе просто «Единую Россию» в ее нынешнем виде, или когда ее будет возглавлять президент. В последнем случае, может быть, ЕР не получит 88%, как в Казахстане, но как минимум 10-12% партия власти с президентским ресурсом может получить дополнительно.

Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения:

«Выборы будут проходить в условиях, когда острота политических проблем снята. Мы привыкли относиться к Государственной думе не как к органу, принимающему серьезные политические решения. Как показывают данные опросов, политика сегодня идет вразрез с кругом проблем, которые волнуют общество. Политика не может решить эти проблемы и привести к улучшению жизни, благосостояния.

В то же время фактор недоверия к избирательной системе многими преувеличен. В рамках нашего исследования выяснилось, что россияне нормально и даже позитивно относятся к системе избирательных институтов. Главный скепсис относительно выборов связан не с тем, что избирательные комиссии работают плохо, не так считают результат или вовсе его фальсифицируют. Все это есть, но решающее влияние на результат выборов, по мнению людей, это не оказывает. Негатив связан с отрицательным отношением большинства россиян к такому ключевому институту в политической системе, как партии.

При этом избиратель достаточно консервативен, и постоянные новации в избирательном законодательстве ему не очень по душе, особенно если они связаны с дальнейшей партизацией и деперсонализацией. Этот факт снижает готовность людей прийти голосовать. Тем не менее, явка, по нашему мнению, будет вполне приличная для того, чтобы обеспечить легитимность вновь избранного парламента.

Если не произойдет радикальных событий в политической жизни, например, когда действующий президент возглавит партию, то на наш взгляд в парламент пройдут четыре партии. Это, прежде всего, «Единая Россия». Для нее вопрос состоит только в том, получит ли она абсолютное большинство голосов, или нет. Конституционного большинства в Госдуме у нее не будет при том сценарии, который сейчас разворачивается. Три парламентские партии – КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – сохранят свои фракции и, скорее всего, увеличат их численность.

Что касается неожиданностей, то мы, конечно, их предполагаем. Резко изменить ситуацию на предвыборном поле могут два события. Первое – это вовлечение самого президента в предвыборную схватку, причем не на уровне того, как это было в 1999 и 2003 годах, когда глава государства встречается с руководителями партии «Единая Россия», а более четко, более явно будет вовлечен в деятельность этой партии. Второй фактор – вовлечение в партийную деятельность преемника. Но сейчас это прогнозировать достаточно сложно».

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

Цифры социологических опросов и прогнозов за такой большой срок до дня голосования могут носить только приблизительное ориентировочное значение. Реальные и проверяемые прогнозы возникают за месяц до голосования, вряд ли раньше.

Я бы оспорил тезис о том, что эти выборы не имеют интриги. Они, конечно же, ее имеют, как и любые другие в российской политической системе, как выборы, предшествующие завершению второго президентского срока. Парламентские выборы в данном случае можно рассматривать как праймериз президентских.

На парламентских выборах определяется повестка дня президентских, и, как правило, эта кампания уже связывается с конкретными лицами – кандидатами на пост президента РФ. На этих выборах, конечно, есть дополнительная интрига колоссальной силы, которая состоит в том, что Путин совершает первое в своей политической карьере действие, которое идет вразрез с мнением его собственного большинства. Путинское большинство несомненно против того, чтобы он уходил. И в этом вопросе он впервые позволил себе не согласиться с большинством.

Путин рассчитывает на определенную политическую систему. Нынешние выборы впервые делают разговор о политической системе не теоретическим и не чисто идеологическим вопросом. Речь идет о том, какая политическая система после ухода Путина, опирающегося на растущее большинство, сможет взять на себя лидерские функции. Фактически возникает другая концепция лидерства, более сложная и в этом смысле более демократическая. Это объективная неизбежность демократизации нашей политической системы, навстречу которой и шли реформы избирательной системы и другие последние новации.

Игорь Бунин, генеральный директор Центра политических технологий:

«Эти выборы самые предсказуемые во всей истории новой России. Такие события, как победа ЛДПР в 1993 году, или когда «Единство» заняло второе место, или результат «Родины» – все это маловероятно. Но все-таки интрига есть. Первая: насколько значительным будет большинство, которое получит «Единая Россия» – будет ли это относительное, абсолютное или конституционное большинство. Последний вариант мне раньше казался немыслимым, но исключать его нельзя. Вторая проблема тесно связна с первой – сколько партий будет в Думе. Трехпартийный, четырехпартийный или пятипартийный парламент – это еще некий небольшой вопрос. Третья проблема – второго места: кто его займет – коммунисты или «Справедливая Россия»? И четвертый вопрос – участие в избирательной кампании президента.

Социологические данные ВЦИОМ практически совпадают с другими исследованиями, которые проводили Фонд общественное мнение и Левада-Центр. Самое главное, что выявляют эти опросы, на мой взгляд, – это то, что все-таки половина населения не определилась с выбором (20% не намерены голосовать, а 20-25% еще не определились с выбором). Именно от этих 20-25% избирателей будет многое зависеть.

Трехпартийная дума возможна, если не пройдет ЛДПР. Сейчас ЛДПР находится на некой грани: ушли ряд знаковых людей – Керимов, Малышкин, Митрофанов. Это не значит, что партия ослабла, это не трагедия, но некий показатель того, что часть элиты засомневалась: а будет ли ЛДПР в парламенте. Это может быть связано с изменением политики Кремля. Кремль раньше рассматривал ЛДПР как абсолютно необходимое условие, а сейчас, когда гарантированное большинство есть у «Единой России», видимо, появились сомнения – нужно ЛДПР или не нужно.

Пятипартийная дума будет в том случае, если Союз правых сил преодолеет 7-процентный барьер. Это теоретически вполне возможный вариант, но практически нереализуемый. Для этого СПС нужно прыгнуть выше головы.

Наиболее вероятный вариант – четырехпартийная дума, как прогнозирует ВЦИОМ. «Единая Россия» может набрать даже больше, чем в прогнозе социологов. ЛДПР преодолеет 7-процентный барьер, СПС не войдет в Думу. Остается одна проблема – кто будет вторым. По опросам, КПРФ значительно опережает «Справедливую Россию», которая испытывает кризис становления. Сегодня это плохо раскрученный бренд. Но у этой партии есть одно преимущество – она находится в центре политического поля. Это партия второго голосования: вот не нравится «Единая Россия» – проголосует за «Справедливую». Но получить второе место она сможет только при реальной поддержки администрации президента.

Что касается президента, есть аргументы за то, что он возглавит «Единую Россию». Но вопрос заключается в том, нужно ли это преемнику. Ему это нужно, потому что сейчас половина россиян готова голосовать за любого кандидата, поддержанного главой государства. При таком популярном президенте, как в РФ, правило праймериз действовать не будет.

С другой стороны президент всегда был надпартийной фигурой, он опасается повторения событий 1964 года или других подобных неприятностей. Поэтому в этом случае идея надпартийности президента будет ключевой в принятии решений. Но этот выбор принадлежит президенту, как он видит будущую систему, так и будет. Он главный избиратель в данном случае.

Москва, Владимир Инютин

© 2007, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Выборы, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,