Оранжевое движение в России погубила конспирация
Одной из заметных тенденций осеннего политического сезона стало значительное усиление мер конспирации при подготовке и проведении уличных акций прямого действия. Еще полгода назад, при наличии желания, было проще простого узнать о том кто, что и где готовит. Соответствующие анонсы распространялись по рассылкам, да и стены домов пестрели свеженаклеенными стикерами с приглашением посетить то или иное мероприятие политического характера.
Сегодня афиши клеят только в случае, если речь идет о каком-то широкомасштабном событии типа «Марша Несогласных». Более того, организаторы акций уже не доверяют своих планов даже Живому Журналу (ЖЖ). Разумеется, подобная зашифроваенность имеет свои вполне понятные причины. Акциями оппозиционных молодежных групп интересуются не только юные революционеры и маргинализированные личности, но и сотрудники правоохранительных органов, которые, получив информацию, стараются применять «превентивные меры», дабы «чего не вышло».
Чаще всего результатом этого становится то, что организаторам просто не удается добраться до места проведения акции – под различными предлогами их задерживают по дороге. Примеров – много. Так, лидеру активного и раскрученного в СМИ Авангарда Красной Молодежи (АКМ) Сергею Удальцову не так часто, как ему бы, наверное, хотелось, удавалось дойти до места проведения акций собственной организации. Зачастую, пока рядовые акмщики митингуют, их лидер сидит в очередном отделении. Поэтому появление Удальцова на последнем московском Марше Несогласных стало мини-сенсацией того дня.
Из-за излишней огласки провалилась и акция демократического движения «Мы!», активисты которого планировали в разгар полониевого скандала прийти в приемную ФСБ, чтобы сознаться в шпионаже в пользу Великобритании. «Лже-шпионов» повязали прямо на выходе из метро и отвезли в милицейский райотдел. «Лже-шпионов» повязали прямо на выходе из метро и отвезли в милицейский райотдел.
Для того, чтобы таких проколов не случалось, молодежные движения предпринимают серьезные меры информационной безопасности. К примеру, члены запрещенной НБП собираясь, чтобы обсудить очередную акцию, разрешения на проведение которой все равно никто не даст, не просто отключают свои мобильники, а сдают их на хранение человеку, который во время обсуждения деталей операции находится вне зоны слышимости. Считается, что даже выключенный мобильный телефон способен ретранслировать звуки вокруг, чем, по мнению лимоновцев, активно пользуются спецслужбы для сбора оперативной информации. Сложнее стало работать и журналистам. Теперь, чтобы узнать о готовящейся акции, мало быть подписанным на соответствующую электронную рассылку. Теперь, все чаще информация о готовящемся мероприятии распространяется среди сотрудников СМИ устно, при этом обладателем подобной информации становятся лишь «проверенные» журналисты.
«Проверенными» считаются те, кто соблюдает негласное соглашение о неразглашении готовящегося события. Яркий пример – недавнее «самосожжение» двух активистов молодежного «Яблока». Мероприятие готовилось в строжайшей тайне. Уверен, об акции не знали даже лидеры взрослого «Яблока» и получить какую-то информацию можно было только непосредственно от тех, кто решил себя поджечь назло российскому правительству. Подобные меры предосторожности себя оправдали – на акции присутствовал узкий круг журналистов, а «самосожжение» прошло без какого бы то ни было вмешательства правоохранительных органов.
Сегодня, группа «проверенных» журналистов была приглашена на очередную законспирированную акцию. Мероприятие проводило молодежное движение «Оборона», которое возникло после победы Оранжевой революции на Украине и было создано по лекалам сербского «Отпора» и украинской «Поры». «Обороне» же, судя по всему, не удастся повторить судьбу своих предшественников. Движение, позиционирующее себя как главных действующих лиц на «московском майдане-2008», за полгода до президентских выборов являет собою малочисленную, не слишком активную организацию с несколькими региональными филиалами.
Тем не менее, сегодня они решили проявить себя. Акция была обставлена весьма таинственно. 10 извещенных журналистов знали лишь место и время сбора – о целях и методах проведения акции не сообщалось. В условленное время, к группе представителей СМИ подошел человек и предложил следовать за ним. На вопрос: «Куда идти?» – он таинственно ответил: «За мной. Тут недалеко».
Пройдя минут семь, корреспонденты вышли к Краснопресненской набережной напротив Белого дома. Там, под мостом через Москву-реку их встретил лидер московской «Обороны» Олег Козловский. «Наша акция будет антиправительственной, – заявил Козловский. – Последние события со сменой премьер-министра показали, что власть не считается с мнением народа, и мы хотим выразить свое мнение. Мы не рассчитываем, что правительство к нам прислушается, но хотим показать, что мы молчать не будем. Сместить эту власть можно только с помощью массовых выступлений». Журналисты тут же припомнили, что именно под этим мостом в свое время висели Маша Гайдар и Илья Яшин с растяжкой «Верните выборы, гады!» и спросили у Олега, не собирается ли «Оборона» организовать что-нибудь подобное.
«Нет, – ответил Козловский. – Наша акция будет более традиционная, но, вместе с тем, более масштабная. А сейчас я вас покину. Стойте здесь и смотрите. Все начнется через пять минут». Журналисты остались ждать в предвкушении «масштабной акции». Так прошло минут десять, после чего акция началась. Козловский, в принципе, не обманул – мероприятие было на самом деле «традиционное и более масштабное», по сравнению с парной акцией Яшина – Гайдар.
На противоположном от журналистов берегу реки человек шесть «оборонцев» растянули на речном парапете растяжку «Нам не нужна подлая власть», после чего зажгли разноцветные файеры. Видимо, предполагалось, что дым пиротехники привлечет внимание чиновников из Белого Дома, и те, осознав всю степень своей подлости, выпьют яду, а затем убьют себя об стену. Произошло ли что-нибудь в этом роде сказать сложно – с набережной нереально заглянуть в окошко Белого Дома. Зато было неплохо видно то, что происходило на противоположной стороне. Метрах в пятидесяти от проходящей акции, на перекрестке стояла милицейская машина. Причем это был не автобус со злобными защитниками «кровавого режима» омоновцами, а обычный ДПС-ник, вышедший на обычную дневную охоту. Так вот, когда файеры уже догорали, ДПС-ник, по- видимому, решил сменить место дислокации. Вид поехавшей милицейской машины вызвал панику у участников акции – оставив висеть растяжку, они бросились врассыпную. Необходимости в этом не было никакой – машина ДПС равнодушно проехала мимо, не обратив никакого внимания на протестное действо. Антиправительственная растяжка так и осталась висеть – надежды приглашенных журналистов на то, что хоть какой-нибудь милиционер начнет ее брутально срывать, обеспечив «картинку» не оправдались. За «подлое правительство» так никто и не вступился. Вполне возможно, что этот 12-метровый баннер висит там до сих пор.
Москва, Денис Фрунзе
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».