Госдума приняла закон о двухуровневом высшем образовании
В четверг нижняя палата российского парламента приняла в третьем окончательном чтении правительственный законопроект, устанавливающий самостоятельные уровни высшего образования – «бакалавр» и «магистр». Как передает парламентский корреспондент РИА «Новый Регион», документ был одобрен 325 депутатами.
Согласно принятому закону, в России устанавливаются самостоятельные образовательные уровни высшего образования с отдельными образовательными стандартами с присвоением квалификация (степени) «бакалавр» и «магистр» либо «специалист». Сроки обучения установлены для бакалавриата – 4 года, магистратуры – 2 года, специалиста – не менее 5 лет (специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства). Для некоторых направлений, например, медицинских, возможно установление других сроков. Доступ в аспирантуру предусмотрен только для имеющих квалификацию «магистр» или «специалист».
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки при участии государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями, позволит сократить число специальностей и направлений подготовки.
Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования, которые предусматривают осуществление исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, и куда сегодня идут многие выпускники вузов – дипломированные специалисты.
Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, обеспечивающим академическую и профессиональную мобильность, а профессиональная (в том числе углубленная и межотраслевая, междисциплинарная) специализация будет происходить на втором уровне – в магистратуре или «специалитете», исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных умений и навыков, а подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
Таким образом, по мнению авторов законопроекта, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой страны.
Москва, Андрей Романов
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».