В Узбекистане продолжаются репрессии против участников и очевидцев андижанской бойни
Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) подготовила доклад, приуроченный к третьей годовщине трагических событий в узбекском городе Андижане, где 13 мая правительственные войска расстреляли мирный митинг горожан, в результате чего погибли сотни людей. По словам правозащитников, власти Узбекистана продолжают репрессии против участников акции и членов их семей при молчаливом попустительстве международного сообщества, фактически отменившего санкции, введенные против режима Ислама Каримова.
Напомним, что в ночь с 12 на 13 мая 2005 года группа вооруженных людей совершила нападение на ряд административных объектов в городе Андижане. Они захватили местный совет (хокимият), убили нескольких сотрудников правоохранительных органов и освободили из тюрьмы нескольких человек, обвиненных в сотрудничестве с запрещенной исламистской организаций «Хизб-Ут-Тахрир». Утром у здания хакимията собрался многотысячный митинг, на котором местные жители собирались выразить свой протест против произвола властей и бедности.
Площадь, где проходил митинг, была блокирована правительственными войсками, которые открыли по толпе неизбирательный огонь из оружия. Люди оказались в ловушке, сотни погибли, более тысячи получили огнестрельные ранения.
После расстрела митинга, официальный Ташкент сделал заявления, в котором расценил события в Андижане, как действия, направленные на борьбу с международным терроризмом. По официально обнародованным данным, в результате андижанской бойни погибли 187 человек, большинство из которых являлись террористами. Власти признали гибель 60 мирных жителей, заявив при этом, что все они были убиты экстремистами.
При этом узбекские власти заявили о недопустимости проведения международного расследования андижанских событий и закрыли город для посещения международными наблюдателями.
По мнению правозащитников из HRW, сегодня власти Узбекистана делают все возможное для того, чтобы мир не узнал правду о событиях в Андижане. В частности, предпринимаются меры для возвращения в страну беженцев из Андижана, после чего на них оказывается давление, пытками и шантажом выбиваются показания, подтверждающие официальную версию событий. «Правительство Узбекистана заявляет, что у андижанских беженцев нет причин бояться возвращения, но это не так, – считает директор HRW по Европе и Центральной Азии Холли Картер. – У этих людей есть все основания опасаться за свою безопасность».
В 45-страничном докладе организации приводятся многочисленные свидетельства беженцев, подвергавшимся репрессиям в Узбекистане со стороны сотрудников Службы национальной безопасности. При этом многие из тех, кто рассказал о нарушениях прав человека со стороны узбекских спецслужб, не являются непосредственными участниками событий трехлетней давности, а просто их родственниками.
По данным правозащитников, сразу после расстрела митинга в Андижане, около 500 участников и очевидцев трагических событий приняли решение бежать в соседнюю Киргизию, откуда благодаря международным правозащитным организациям, их переправляли транзитом через Румынию в третьи страны – США, Австралию, государства ЕС. После этого родственники беженцев, оставшиеся на родине, стали мишенью для узбекских спецслужб.
«Репрессии начались в середине 2006 года, когда часть беженцев приняла решение вернуться в Узбекистан, – рассказала представитель отдела по чрезвычайным ситуациям HRW Анна Нейстат. – Несмотря на «амнистию» и гарантии безопасности, данные на словах властями, им по возвращению пришлось пройти через новую мясорубку. Их арестовывали, кидали в тюрьмы, где подвергали пыткам. Заставляли делать публичные покаяния, оговаривать друзей и родственников».
По словам анны Нейстат, о судьбе многих вернувшихся в Андижан беженцев до сих пор ничего неизвестно. «Наблюдатели сталкиваются с проблемами при посещении Андижана, – рассказала Анна Нейстат. – Даже когда мы приезжали туда, нам было сложно получить какие-либо сведения. Люди запуганы до такой степени, что не общаются даже с соседями. Да и сами мы понимали, что подвергаем огромному риску любого, с кем решили бы пообщаться».
Как рассказали правозащитники, у участников и очевидцев андижанских событий отнимают бизнес, увольняют с работы, регулярно вызывают на допросы в правоохранительные органы, их телефоны прослушиваются и за ними ведется постоянная слежка. На допросы вызывают и престарелых родственников, и беременных женщин. Детей участников митинга подвергают остракизму в школе, называя «детьми врагов народа».
Представители HRW выразили тревогу в связи с ослаблением санкций в отношении режима Ислама Каримова со стороны структур ОБСЕ, ООН и ЕС. «Мы убеждены, что санкции в отношении Узбекистана со стороны международного сообщества приносили результат, – заявила Анна Нейстат. – В частности, после принятия жестких заявлений в отношении Узбекистана со стороны ЕС и ОБСЕ и внесения ряда высших узбекских чиновников в визовый стоп-лист для въезда на территорию ЕС, из тюрем были освобождены несколько узбекских правозащитников».
По мнению HRW, официальный Вашингтон, не принявший санкций в отношении Ташкента, в очередной раз продемонстрировал свою практику двойных стандартов во внешней политике. «Все мы знаем, насколько жесткие меры и санкции может принимать США по отношению к некоторым государствам, – напомнила Анна Нейстат. – Однако в случае с Узбекистаном Вашингтон решил не демонстрировать свою принципиальность и приверженность принципов уважения соблюдения прав человека. И это не может не беспокоить. Сразу после андижанских событий США боялись сказать хоть что-то в адрес Ташкента, так как в тот момент в Узбекистане располагалась стратегически важная американская военная база. Однако вскоре после этого, Каримов закрыл базу и выгнал американцев, и молчание США потеряла хоть какой-нибудь смысл. Мы связываем большие надежды, что при следующей американской администрации, отношение к подобным вещам изменится».
Присутствовавший на пресс-конференции в независимом пресс-центре президент Общества политэмигрантов из Центральной Азии Бахром Хамроев заявил, что считает события трехлетней давности спланированной Исламом Каримовым провокацией с целью проведения репрессий против оппозиции.
«Восстание в Андижане организовали не исламские фундаменталисты, – уверен Хамроев. – За этими событиями стояло правительство Узбекистана. К тому времени настроения в Андижане были такие, что в любой момент могло начаться народное восстание против Каримова. Спецслужбы сыграли на опережение, организовав провокацию и утопив в крови недовольство режимом».
Москва, Денис Фрунзе
© 2008, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».