AMP18+

Москва

/

Лжеголодовка в Тушино (ФОТО)

Сегодня в полдень, возле проходной московского машиностроительного завода имени Чернышова состоялось мероприятие, которому в силу его специфичности сложно подобрать определение.

Анонсы, разосланные в СМИ от имени инициативной группы сотрудников предприятия, производящего двигатели для авиации, обещали журналистам красочный экшн, включающий в себя митинг с участием тысячи рабочих, установку палаточного лагеря протеста и объявление голодовки. Среди проанонсированных мероприятий явно не хватало акции самосожжения, но и обещанного оказалось достаточно, чтобы к обозначенному часу у заводской проходной высадился целый десант репортеров, включая несколько телевизионных бригад. Среди десантировавшихся был и корреспондент «Нового Региона».

На месте предполагаемого митинга-голодовки происходило нечто, напоминающее колхозный рынок субботним утром. Сотрудники предприятия, среди которых преобладали женщины бальзаковского возраста в белых халатах, неорганизованным образом выражали недовольство своей жизнью.

«Июнь уже, а тринадцатую зарплату за прошлый год до сих пор не дали», – жаловалась одна. «А начальство-то вон на каких хороших машинах разъезжает», – подхватывала другая.

Журналисты удивлялись и пытались выяснить у женщин, действительно ли они решили жить в палаточном городке из-за невыплаты тринадцатой зарплаты. Однако выяснить ничего толком не получались.

Не было ответа и на вопрос, какие конкретно претензии рабочие предъявляют к директору предприятия. «Да они там все козлы!», – так звучала самая внятная претензия недовольных трудящихся. Кто-то говорил о том, что завод из-за нерентабельности скоро закроют, а на его месте построят развлекательный центр. Однако эти сведения подавались в стиле «она бабка сказала», так что верить им смысла не было.

Спустя полчаса после начала «акции» женщины в белых халатах двинулись в сторону заводского КПП. Журналисты оживились. «Кажется, сейчас начнется», – предвкушали коллеги, ожидая чего-то в стиле штурма Бастилии. Однако никакого «штурма» не было. Тетеньки, недовольно ворча что-то себе под нос, взяли и ушли в сторону заводского двора, куда прессу, естественно, не пустили. Как выяснился чуть позже, у них просто закончился обеденный перерыв, и они отправились по рабочим местам. Обескураженные журналисты метались перед проходной, пытаясь взять комментарии к происходящему хоть у кого-нибудь причастного к конфликту на заводе. Таковых не наблюдалось, но ситуацией не преминули воспользоваться тушинские пенсионерки из близлежащих домов.

Одна бабуля весьма преклонных лет собрала вокруг себя сразу нескольких камер.

«Я поддерживаю эту акцию, и хочу выступить с заявлением», – торжественно заявила старушка. Телевизионщики радостно заулыбались. «Я живу в доме неподалеку от завода, – продолжала тем временем бабуля. – И на крыше нашего дома установили антенну якобы для Интернета. Мы с соседками Интернетом не пользуемся, нам он ни к чему, но из-за этой антенны стал очень плохо показывать телевизор!».

Когда предприимчивая бабушка пыталась выяснить у оператора «во сколько меня показывать будут?», мне показалось, что тот уже сдерживается из последних сил.

Спустя еще какое-то время напротив проходной все-таки был обнаружен человек, который мог что-то сказать о «конфликте». «Я не работаю на заводе, но являюсь его акционером, – заявил молодой мужчина плотной комплекции. – Я приобрел 15 акций завода «на пробу» и недавно получил извещение о том, что за прошлый год мне полагается 10 рублей дивидендов. А акции тем временем подешевели почти вдвое. Это же форменное издевательство!».

Сочувствовать акционеру-неудачнику отчего-то не хотелось, возможно, из-за того, что вид у него был вполне себе благополучный. Да и акционер был настолько миноритарен, что проблема его дивидендов мало кого заинтересовала.

Так прошло еще минут 10, и на площадь ввалилась толпа молодежи человек в 50. Молодые люди и девушки были совершенно не похожи на ударников машиностроения, однако, как выяснилось, заводские проблемы их живо интересовали.

«Новиков – в отставку!», – нестройным хором стала скандировать молодежь. «Чего вы добиваетесь? – поинтересовался я у одного из участников протестной акции, который, судя по внешнему виду, принадлежал к популярному молодежному движению «эмо».

«Мы против того, чтобы закрыли завод», – уверенно ответил мне он. «Ты мечтаешь устроиться на него работать?», – наивно спросил я у него. «Чо я, дурак, что ли?», – ответил мне эмо и жизнерадостно рассмеялся.

Найти «главного» в этой толпе не представлялось возможным, от более содержательных комментариев протестующая молодежь отказывалась. Через какое-то время к ней присоединилась и толпа из пенсионеров, дружно пришедшая к проходной откуда-то со стороны близлежащих дворов. Как удалось выяснить, пенсионеры тоже не имели никакого отношения к конфликту на предприятии, но также были обеспокоены его дальнейшей судьбой. «За державу обидно!», – заявил мне пожилой мужчина и пустился в длительные рассуждения о сионистском правительстве и Хакамаде с Чубайсом, которых надо расстрелять, а потом выслать на родину в Израиль и не пускать обратно.

Отчаявшись найти хоть кого-нибудь, кто мог бы объяснить, что же тут происходит, я набрал номер, обозначенный в анонсе мероприятия, как контактный. Трубку взяла женщина.

«Мне нужны комментарии по поводу того, что же здесь происходит», – пожаловался я. «А где вы находитесь?», – поинтересовалась женщина из трубки. «У проходной завода имени Чернышова». – «А что вы сейчас видите?». – «Проходную я вижу. А еще людей, никто из которых ни один не может объяснить, зачем они сюда пришли. Может быть, это сделаете вы?». – «Все написано в пресс-релизе. Читайте внимательнее», – ответила женщина и бросила трубку.

Журналист «Нового Региона» уже было покинуть странную акцию, как на пороге проходной появилось заводское начальство.

«Мы считаем, что это спланированная провокация, имеющая целью дестабилизировать ситуацию и скомпрометировать предприятие, – заявил заместитель директора завода Геннадий Архипов. – Слухи о том, что завод может быть закрыт, а рабочие уволены, не имеют под собой никакой почвы. У нас масса заказов, зарплату мы платим вовремя – в среднем наши рабочие получают по 26 тысяч рублей».

Архипов пояснил, что прошлый год завод действительно закончил не с самыми лучшими финансовыми показателями, т.е. без прибыли, из-за чего не была выплачена «тринадцатая зарплата», а акционеры не получили дивидендов.

По словам заместителя директора, эта ситуация связана с тем, что завод выполняет заказы по экспортным контрактам, заключенным еще в 2005 году. Заказчики расплачиваются с предприятием долларами, которые за эти три года существенно потеряли в весе, а завод закупает расходные материалы за рубли, которые все это время укрепляются. Отсюда и убытки.

Архипов отказался рассказать, кто может стоять за организованной провокацией, но завесу тайны корреспонденту «НР» приоткрыл один из менеджеров предприятия, пожелавший остаться неизвестным.

«Сейчас на подходе очень крупный госзаказ на производство вертолетных двигателей, – рассказал он. – Такие двигатели в стране производим только мы и питерский завод имени Климова. В министерстве дали понять, что они собираются отдать этот большой заказ именно нам. Разумеется, питерские заинтересованы, чтобы министерство изменило свое решение. Для этого, надо показать, что на московском заводе имени Чернышова – неблагополучная обстановка, бунты, забастовки и т.д. Мы и не сомневаемся, что это их проделки. Вы посмотрите на телевизионные бригады. Ладно, там «Рен-ТВ» – эти везде суются. Но самая активно снимающая бригада чья? Правильно – «Петербург, пятый канал». Заказ приехали отрабатывать».

Собеседник «НР» поделился информацией о том, что охране предприятия удалось задержать и сдать в милицию молодую девушку, которая пришла «протестовать» к проходной с плакатами. «Она рассказала, что им за это платят, – рассказал менеджер завода. – Просто постоять – 200 рублей. За более активное участие – плакаты, скандирование лозунгов – до 3 тысяч. Она сказала, что сама из Тверской области, образования нет, в жизни видит два способа заработать: или такие акции, или на панель».

Спустя еще 20 минут толпа у проходной предприятия рассосалась. Жизнь завода вернулась в свое обычное русло.

Странная толпа, в которой никто не мог объяснить, что происходит и против чего народ выступает

Организаторы акции обещали встретить журналистов у проходной, но не встретили

«За державу обидно!», – заявил мне пожилой мужчина и пустился в длительные рассуждения о сионистском правительстве и Хакамаде с Чубайсом, которых надо расстрелять, а потом выслать на родину в Израиль и не пускать обратно

«Я не работаю на заводе, но являюсь его акционером, – заявил молодой мужчина плотной комплекции. – Я приобрел 15 акций завода «на пробу» и недавно получил извещение о том, что за прошлый год мне полагается 10 рублей дивидендов. А акции тем временем подешевели почти вдвое. Это же форменное издевательство!»

Москва, Денис Фрунзе

© 2008, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Северо-Запад, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж, Экономика,