Сектанты прочно обосновались в России
После ситуации с Пензенскими затворниками, которые «ушли под землю» в ожидании конца света, государственные структуры всерьез озаботились мониторингом существующих в стране так называемых нетрадиционных, маргинальных религиозных объединений. Министерство социального развития и здравоохранения, Министерство внутренних дел уже достаточно давно ведут программы профилактики психологического здоровья граждан, выявляя потенциально опасные секты и разного рода оккультные объединения, но очевидно, что люди, подобные Петру Кузнецову, Григорию Грабовому, никуда в обозримом будущем не исчезнут.
По мнению большинства специалистов, вопреки расхожей точке зрения крупные города не являются главным источником психологических проблем страны. Постоянные стрессовые ситуации, в которых пребывают жители мегаполисов, как ни странно, зачастую просто не оставляют им времени и «желания» погружаться «в омут» новых «вероучений».
Наиболее благополучными в плане «психологической безопасности» выглядят республики Северного Кавказа, где традиции больших семей являются надежной защитой от чуждого воздействия. В Центральной России ситуация гораздо сложнее. Большинство ученых сходятся во мнении, что пышный расцвет всякого рода «свидетелей», «огнепоклонников» и т.п. в этом регионе связан с разрушением в XX веке традиционного уклада русской жизни. При этом перспективы «выздоровления» весьма неоднозначны: молодое поколение уезжает в мегаполисы, оставляя малые города и деревни один на один со своими страхами и проблемами.
Однако самая плохая ситуация, судя по всему, складывается в Сибири и на Дальнем Востоке, особенно в малых городах. Как ни парадоксально, но именно небольшие промышленные города, жители которых как минимум знают друг друга в лицо, наиболее беззащитны. Если в советский период на Север ехали наиболее активные и трудоспособные люди, то 90-е годы фактически разорвали связи с «большой землей», к которой раньше относили еще и Украину с Белоруссией. Многие из тех, кто жил на советском Севере, с трудом узнают сегодня бывшие города комсомольских строек. Парадокс, но с улучшением бытовых условий жители Норильска, Мирного, Анадыря начали искать утешение в ранее, казалось бы, немыслимых вещах и стали добычей «ловцов человеческих душ».
Более того, многие исследователи отмечают своего рода «американизацию» проблемы психического здоровья нации: для американской политической культуры свойственно впрямую увязывать религиозную составляющую с политическими или экономическими воззрениями. Примером тому являются «Свидетели Иеговы», «саентологи», и даже ныне находящиеся у власти в США неоконсерваторы. В России наблюдается активный рост политических или экономических составляющих в идеологиях действующих сект. К примеру, те же пензенские затворники выражали почему-то активную поддержку президенту Белоруссии Александру Лукашенко.
Другой яркий пример – якутские «неопятидесятники», захватившие здание администрации Алданского района и выдвинувшие требования выдать деньги на некие пиломатериалы. Получив отказ, они неожиданно обратились к президентам России и Якутии с просьбой их расстрелять. Психиатры, в принудительном порядке обследовавшие участников захвата, установили, что они здоровы, но нуждаются в серьезном курсе психологической реабилитации. Проще говоря, у них «каша в голове» из бытовых религиозных представлений, обрывков телепередач, желания что-то изменить и незнания, что и как именно. Всем этим коктейлем мастерски воспользовался «пастор» «неопятидесятников» Виталий Козырь, отсидевший 15 лет за убийство жены.
Якутия вообще подвержена подобным психологическим атакам: огромные пространства, изолированные города, тяжелые условия труда и не простой климат делают жителей этого региона более уязвимыми для психологических атак, нежели другие районы страны. Специалисты-психологи отмечают, что эффект изоляции позволяет разного рода «пасторам» использовать такие легенды в своей «миссионерской» деятельности, которые просто невозможны в других регионах.
Как отмечает Интернет-издание «Век», тот же Виталий Козырь организовал «Профессиональный союз христиан большевиков», поставив целью создать в Якутии «Вселенский храм труда». Кстати, этот профсоюз оказался политически востребованным, сменил свое неоднозначное название на прямолинейное «Профсвобода». Последователи данного «профсоюза» есть и в Сургутнефтегазе, и в якутской алмазной компании «Алроса», и даже в политической партии «Справедливая Россия», чей представитель в Якутии Инга Рейтенбах оказывала технологическую поддержку воскресителя из мертвых Грабового, когда зашла речь об открытии в Якутии его «духовно-медицинского центра».
Психологи считают, что совершенно здоровый человек может поверить в абсолютно фантастические вещи, и это не повод для шуток. Лучше всего алгоритм подобной трансформации сознания описан в романе Достоевского «Бесы». Неизбежное социальное расслоение только провоцирует рост психологических проблем в стране. И здесь специалисты рекомендуют внимательно относится к своим близким и семьям, а руководителям предприятий – постоянно общаться со своим коллективом, чтобы каждый, кто действительно хочет работать, видел свое будущее. Если человек не понимает своих целей и не знает средств их достижения, то этот вакуум легко могут заполнить разного рода «охотники за человеками».
Москва, Анастасия Смирнова
© 2008, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».