Кризис «Норильского никеля» жестко ударит по Красноярскому краю
Последствия глобального экономического кризиса дают о себе знать не только в депрессивных российских регионах. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», падение спроса и мировых цен на металлы грозит поставить на грань выживания даже сравнительно успешный Красноярский край, бюджет которого в лучшие времена почти на 70% зависел от налоговых отчислений крупнейшего в мире производителя никеля и палладия – «Норильского никеля».
Поводом для мрачных прогнозов стали принятие в первом чтении бюджета Красноярского края и данные, озвученные в конце минувшей недели генеральным директором «Норильского никеля» Владимиром Стржалковским.
Хотя на своей пресс-конференции глава ГМК попытался представить нынешнюю ситуацию, в которой находится компания, как «нормальную» и «устойчивую», все же признал, что ГМК ожидает четырехкратного сокращения прибыли. Очевидно, что это не замедлит отразиться и на отчислениях в бюджет, и на производственных программах модернизации, о которых так много говорили. При этом в сентябре 2009 года предстоят выплаты по выпуску пятилетних еврооблигаций ($500 млн).
Вместе с тем ожидается и падение производства, что также может принести снижение отчислений в краевой бюджет. Судя даже по данным, которые озвучил Владимир Стржалковский, объемы выработки меди сократятся на 3-5% по сравнению с 2008 годом до 380-390 тысяч тонн, никеля – с нынешних 234 тысяч тонн до 230 тысяч тонн. Прогноз по производству платины также снижен – до 19 тонн, палладия – 88,2 тонны, что почти на 10 тонн меньше уровня 2007 года.
По оценкам наблюдателей, даже такие ожидания, озвученные гендиректором ГМК, можно назвать оптимистическими, поскольку одновременно «Норильский никель» планирует сократить инвестиционные программы, а также закрыть или продать ряд производств за рубежом, целесообразность покупки которых неоднократно уже подвергали сомнению аналитики.
По оценкам экспертов речь может идти о закрытии или продаже «дочки» «Норникеля» в Ботсване Tati Nickel, которая была куплена в 2007 году. По оценкам аналитика Unicredit Aton Марата Габитова, предприятие является убыточным: при текущей цене никеля в $10 100 за 1 т (упала с января на 61%) затраты на добычу составляют $11 300 за 1 тонну.
В то же время у «Норникеля» есть три проекта LionOre в Австралии: Waterloo (3150 т никеля в год), Black Swan (мощность фабрики – 2,15 млн т в год) и Lake Johnston (6065 т никеля в год). Аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин считает, что речь может пойти о продаже этих активов. В октябре «Норникель» уже закрыл там завод Cawse (6000 т в год), а в начале года остановил строительство нового завода в Ботсване, отмечают «Ведомости».
Накануне стало известно, что Norilsk Nickel Australia, дочерняя компания ОАО «ГМК «Норильский никель», приняла решение о консервации рудников Waterloo и Silver Swan в Западной Австралии. Как отмечается в официальном сообщении компании, в течение последнего периода времени эти рудники работали в условиях растущих операционных издержек, и значительный рост стоимости производственных факторов на фоне резкого падения цен на никель послужил основанием для решения приостановить их работу.
Перспективы производства в России в связи со снижением спроса на металлы и падением цен также вызывает много вопросов.
Ожидаемая инвестиционная программа «Норникеля» на 2009 год также не утешительна. Планируется сокращение вложений до $1,3 млрд. Средства планируется в основном направить разработку руды. По группе в целом инвестпрограмма будет пересмотрена в сторону понижения за счет отказа от реализации непрофильных проектов, в число которых может попасть природоохранная деятельность, поскольку и ранее у контролирующих инстанций возникало множество вопросов в связи не недофинансированием экологических программ, о которых теперь, видимо, придется забыть.
Примечательно, что уже в первом полугодии 2008 года чистая прибыль компании по МСФО упала на 33% до $2,68 миллиарда из-за снижения цен на металлы и роста затрат в России. В этой ситуации Марат Габитов прогнозирует чистую прибыль «Норникеля» (без списаний) в 2008 г. в $3,3 млрд, а в следующем году – в $1,2 млрд. Дмитрий Смолин полагает, что ГМК вообще может стать убыточным. Уже по итогам у 9 месяцев убытки составили 56 млрд рублей.
Так или иначе, на финансовых показателях «Норильского никеля» уже в этом году могут негативно отразиться сделки на $600 млн по покупке 35% акций убыточного американского разработчика топливных элементов PLUG POWER, 100% торфяной компании «Т-Инвест», и около 25% акций компании «РУСИА Петролеум». Последняя покупка в списке вызвала наибольшее недоумение, как у экспертов, так и у акционеров.
Известно, что на «РУСИА Петролеум» ушло порядка 90% всех обозначенных в сделках сумм. При этом «покупку» при всем желании невозможно назвать удачной и перспективной. Хотя компания обладает лицензией на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения, глава Министерства природных ресурсов Юрий Трутнев по этому поводу прямо заявил, что не видит смысла в продлении лицензии «РУСИА Петролеум» на Ковыкту.
При этом, по данным экспертов, и в лучшие времена 25% пакет акций «РУССИА Петролеум» не стоил и половину той суммы, что за него заплатили сегодня. Как ранее отмечалось в СМИ, это просто фирма-пустышка, которая не стоит практически ничего. По оценкам аналитиков, смысл сделки мог состоять в переводе в холдинг «Интеррос» Владимира Потанина, который является крупным акционером «Норникеля», в личный карман для расчетов по кредитам на покупку акций ГМК.
Не прибавляет оптимизма и скандал вокруг выкупа акций «Норильского никеля». Как сообщалось в СМИ, ГМК несмотря на запрет суда, частично произвел так называемый «buyback», т.е. выкупил акции, принадлежавшие «Интерросу», на 26 миллиардов рублей (962 миллиона долларов). Аналитики полагают, что такое расходование средств в условиях кризиса грозит обернуться плачевными последствиями, как для самой компании, так и Красноярского края в целом.
Тем временем, «нормальное» и «устойчивое», по выражению Владимира Стржалковского, положение «Норильского никеля» уже привело к тому, что при расчете бюджета Красноярского края на предстоящий трехлетний период доля отчислений компании сократится с 60%, как минимум, до 40%. Скорее всего с учетом ожидающегося четырехкратного падения прибыли «Норникеля» снижение налоговых отчислений будет гораздо значительнее: доходы бюджет могут сократиться в 4-5 раз.
Дело в том, что при расчете бюджетных доходов в министерстве финансов Красноярского края почему-то ориентировались на цены $20 000 за тонну, в то время как, по данным на 19 ноября, стоимость тонны никеля на лондонской бирже металлов (LME) составляла $10 205 за тонну. По оценке начальника экспертно-аналитического отдела экспертно-правового управления ЗС Татьяны Миндеевой, бюджет написан так, словно никакого финансового кризиса нет и в помине, цены на никель по-прежнему растут, а вот цены на продукты первой необходимости и ставки по банковским кредитам напротив снижаются. Можно ожидать, что в перспективе обнадеживающие цифры краевого бюджета могут рассыпаться как карточный домик, поскольку по признанию многих экспертов и официальных лиц пик экономического кризиса придется как раз на следующий год.
Депутат краевого Заксобрания Олег Пащенко сообщил корреспонденту РИА «Новый Регион», что еще накануне принятия бюджета в «Красноярской газете» выражал тревогу по поводу возможных последствий экономического кризиса на регион и «Норильский никель». Падение мировых цен на металлы заставило опубликовать обращения к федеральным и краевым властям обратить внимание на эту проблему, поскольку ГМК является бюджетообразующим предприятием.
По его словам, принятый бюджет не вызывает у него восторга, а поставленные задачи наверняка будет очень сложно выполнить в условиях кризиса. Депутат не исключил, что финансовые ограничения могут не позволить реализовать крупные региональные инфраструктурные проекты, в том числе, строительство дорог. Под вопросом – и ввод в строй метро, прокладка которого началась в 1994 году.
Тем не менее, региональный бюджет, который некоторые депутаты Заксобрания назвали неадекватным бюджетом намерений и политической заявкой, уже принят почти с 20-миллиардным дефицитом. Красноярские власти рассчитывают на помощь федерального центра, на нее же надеется и нынешнее руководство «Норильского никеля», говоря о том, что государство могло бы выкупить часть продукции ГМК. Между тем в условиях падения цен на нефть, цена на которую приближается к $40, денег кому-то из Москвы точно не дадут. Это может означать только одно: Красноярскому краю пора готовиться к тяжелым временам.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2008, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».