The Guardian: «Европа больше не верит ни Киеву, ни Москве»
Россия одержала «пиррову победу» в газовой войне с Украиной. Таков лейтмотив материала, вынесенного сегодня на передовицу международного раздела авторитетной британской газеты The Guardian. По мнению Яна Трейнера, главного редактора отдела европейской политики издания, России пришлось заплатить слишком высокую цену для того, чтобы дискредитировать режим Ющенко в глазах ЕС, оказывавшего до этого полную поддержку украинским властям.
РИА «Новый Регион» предлагает читателям перевод материала, в котором изложено европейское видение российско-украинского газового конфликта.
«Россия и Украина зализывают раны, полученные за 10 дней интенсивной войны, – пишет Ян Трэйнер в статье «Энергетическая битва погрузила Москву и Киев в политический холод». – Хотя и кажется, что транзит газа вот-вот возобновится, а сотни тысяч жителей Южной Европы, дрожащие от холода в своих не отапливаемых домах, смогут вздохнуть спокойно, политический и экономический ущерб, который был нанесен обеим странам, еще долго будет отдаваться гулким эхом»
Ян Трэйнер отмечает, что это было самое неудачное время, чтобы начать подобную войну, которая, к тому же принимала самые кошмарные экономические формы. Жертвой старых противоречий Москвы и Киева стали ни в чем неповинные европейские страны, оставшиеся без тепла посреди самой холодной за последние годы зимы. В этой 10-дневной войне не было, и не могло быть победителя. Так или иначе, проиграли все.
Сначала о России. Еще до того, как Москва 1-го января развернула широкомасштабные военные действия на газовом фронте после нескольких месяцев интенсивной перестрелки с Киевом, Владимир Путин и газовый монополисты из «Газпрома» почувствовали острую боль в результате сокращения мировой экономики. За все время 9-летнего правления Путина, «Газпром» был для него главной дойной коровой – самым крупным налогоплательщиком в стране, и ключевым инструментом внутренней и внешней политики. «Газпром» скупал практически оптом российские независимые СМИ, чтобы обслуживать заказ Кремля, оправдывая курс на политические репрессии в стране. «Газпром» также был главным лицом российской власти за границей.
При этом «Газпром» продает 30% своего газа в Европу. От этих поставок, собственно, и зависит его прибыль. С началом кризиса цена акций компании упала на три четверти их стоимости. «Газпром» имеет долги порядка 40 миллиардов евро, прибыль его падает, и компания отчаянно нуждается в инвестициях в условиях, когда получить где-либо кредит просто нереально.
Каждый день газовой войны стоит «Газпрому» миллионы. И ситуация, скорее всего, только ухудшится. По мнению аналитиков, к весне стоимость газа может упасть вдвое с 450 долларов за 1000 кубометров газа сейчас до 250 долларов к апрелю.
Бизнес «Газпрома», без сомнения, пострадает. Его репутация уже уничтожена. В Европе уже предпринимаются попытки найти других поставщиков топлива, либо более активно переходить на другие источники энергии. Пока все эти попытки выглядят не слишком внятно, но тенденция обозначена, и рано или поздно все это даст результат.
Даже такие пророссийские страны, как Сербия, Венгрия, Словакия и Болгария попытаются сбежать из объятий «Газпрома». Если добавить сюда разногласия, которые возникали между Кремлем и ЕС в последние два года, можно сказать, что по репутации России нанесен очередной удар.
Впрочем, как отмечет Ян Трэйнер, и Украина ничего не выиграла в этой войне. Эйфория от «оранжевой» революции 2004 года рассеялась, как утренний туман. В результате мы увидели дисбалансированное государство, погруженное в экономическое разложение и политический паралич.
Европейские дипломаты жалуются, что просто не знают с кем разговаривать, когда речь заходит о переговорах с Украиной. Мирек Тополанек, чешский премьер-министр, во время переговоров с Путиным сетовал на то, что для того, чтобы получить подпись Украины под договором об условиях поставки газа, ему пришлось в Киеве последовательно провести переговоры сначала с президентом Ющенко, а затем с премьер-министром Тимошенко.
Во время предыдущих конфликтов Запад неизменно принимал сторону Украины. На сей раз суждения западных лидеров более уравновешенны. Вот почему Ангела Меркель – самый крупный клиент «Газпрома» так настаивала на проведении независимого мониторинга на трубопроводе. Просто больше никто не верит ни русским, ни украинцам. Это же является причиной того, что европейцы отказались от посредничества в переговорах Москвы и Киева о неоплаченных счетах и новый тарифах за газ.
Чешский министр иностранных дел Карл Шварценберг прямо сказал, что Европа не может быть рефери, так как никто не понимает правил этой игры. Никто до конца не знает, какие «серые схемы» и «секретные соглашения» являются определяющими при торговле газом между Москвой и Киевом, тем более что львиная доля торговли газом находится в руках посредников и постсоветских мафий.
Жесткие заявления Путина в адрес руководства соседней, исторически близкой страны говорят о многом. В разгар спора на прошлой неделе, Путин назвал режим Ющенко коррумпированным и криминализированным. Риторика российского премьер-министра напомнила жесткие атаки на грузинского президента Саакашвили во время и после августовской войны. Грузинская война и газовый конфликт с Украиной достигли похожих целей – Россия вышла из них победительницей и показала беспомощность стран, выбранных целями конфликтов, тем более что ЕС вовсе не горит желанием помочь им.
Возможно – это и было главной целью Путина – дискредитировать Украину и Ющенко, после того, как он проделал то же самое с Грузией. И Путин в этом преуспел. Правда, России пришлось заплатить высокую цену за этот успех, – заключает Ян Трэйнер.
Москва, Денис Фрунзе
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».