Игорь Задорин: «Слухи об объективном характере кризиса сильно преувеличены»
Болезненная реакция россиян на кризисные явления в большей степени предопределяется негативным информационным фоном, нежели объективными явлениями в экономике. С таким заявлением в ходе сегодняшней пресс-конференции выступил руководитель исследовательской социологической группы «Циркон» Игорь Задорин.
«В нынешнем кризисе очень существенна информационная составляющая, – заявил Игорь Задорин. – Поведение экономических субъектов сегодня в большей степени определяется информационными поводами, нежели объективными факторами. Слухи об объективном характере кризиса сильно преувеличены, и исследование коллег эту мысль только подтверждают».
Игорь Задорин отметил, что согласно результатам опроса общественного мнения удалось узнать, что значительная часть представителей среднего класса заявила о том, что их материальное положение в наступившем году даже улучшилось по сравнению с прошлым. По мнению социолога, многие руководители предприятий не преминули воспользоваться информационной истерикой вокруг кризиса, чтобы оптимизировать производство и избавиться от чрезмерно раздутых кадров.
«Многие директора воспользовались кризисом, чтобы просто откорректировать перегретый трудовой рынок, – заявил Игорь Задорин. – Однако увольнения на предприятиях получили значительный резонанс. И это связано с российской спецификой. На западе ситуация с увольнениями на предприятиях рассматривается как нормальная и рабочая. Западные рабочие сталкиваются с такими ситуациями по нескольку раз в жизни. Однако в России, в силу нашей специфики, увольнение воспринимается значительно болезненнее – как личная трагедия. Нынешняя ситуация выгодна для работодателей, потому что они получили возможность увольнять своих рабочих и служащих, ссылаясь на форсмажор, что было бы невозможно в нормальной экономической ситуации. То же самое касается и властей на местах, которые теперь могут списывать недостатки в собственной работе на кризис».
По мнению Игоря Задорина, государственные чиновники в сложившейся ситуации обязаны поддерживать социальный оптимизм в обществе и ответственно подходить к собственным заявлениям по поводу сроков выхода из кризиса.
«Исследование показывает, что несмотря на почти не изменившийся уровень удовлетворенности своим нынешним экономическим положением, в России рухнул уровень социального оптимизма, – заявил Задорин. – Ожидания, что дальше все будет плохо, очень высоки. И на этом фоне заявления Шувалова и Грефа о том, что кризис продлится по меньшей мере три года, являются существенным фактором для настроения россиян. Если бы речь шла о годе, то это бы для большинства означало, что настало время потерпеть, не меняя своих стратегических жизненных планов. Три года кризиса означают пересмотр всей жизненной стратегии. Ожидания худшего начинают определять поведение.
Кто-то, получив негативный прогноз, заберет свой вклад из банка. Если так сделает большинство, то банки рухнут. Кто-то откажется от покупок, что отразится на состоянии внутреннего рынка, кто-то решит задержать платежи в этой обстановке… В результате ухудшаются показатели реальной экономики. Необходимо изменить тональность информационных сообщений, превратив их из панических в мобилизационные, что уже происходит на западе».
Игорь Задорин, вместе с тем, призвал не обвинять в нагнетании паники журналистов и многочисленных экспертов. «Медиа и консалтинг сегодня испытывают на себе влияние кризиса, – заявил Игорь Задорин. – Понятно, что в этой ситуации они будут нагнетать обстановку. Ведь, по большому счету и те, и другие – торговцы страхом».
Москва, Денис Фрунзе
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».