Сомнительное партнерство: получит ли Монголия многомиллиардный российский кредит?
Во вторник в Москве состоится встреча премьер-министра Монголии Санжийн Баяра с его российским коллегой Владимиром Путиным. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион» со ссылкой на пресс-службу правительства РФ, в повестке – вопросы двустороннего сотрудничества в экономике и возможности предоставления Монголии кредита на несколько млрд. долларов. В условиях мирового кризиса соседняя страна остро заинтересована в увеличении объемов инвестиций.
Между тем, активная раздача Россией кредитов соседним республикам вызывает обеспокоенность экспертного сообщества. Не проходит недели, чтобы РФ не посетил как минимум посол, как максимум премьер очередной «нуждающейся» страны и не попросил 2-3 млрд. долларов в обмен на политическую лояльность.
Генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов говорит, что пока сложно проследить логику российского руководства в раздаче кредитов.
«Безотказная политика раздачи кредитов представляется мне довольно спорной. Выдавая миллиардные кредиты, руководство РФ должно четко понимать, с какой целью это делается: заручиться политической лояльностью или какими-то экономическими преференциями (продвижение российских товаров на новом рынке), – отмечает Виноградов. – В ситуации с Монголией при выдаче ей кредита (хотя могут и не выдать) российская власть действует по принципу: «РФ сверхдержава не хуже других и может позволить себе помогать нуждающимся». Вот такая мотивация меня беспокоит».
По версии директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, раздавая кредиты соседям. Россия пытается сохранить с ними партнерские отношения.
«В конце концов, не мы одни даем деньги и оказываем помощь. Конечно, в этом можно увидеть претензию России на роль если не сверх-, то хотя бы региональной державы, – говорит Минченко. – В ситуации с Монголией меня беспокоит другое. Как в пиар-плане будет освещаться тема кредита в этой стране? Получит ли РФ свои преференции? А вдруг повторится украинская ситуация, когда украинские элиты просят и берут 5 млрд. долларов кредита и при этом кричат: «Злобные москали хотят навязать нам свой кредит, его ни в коем случае нельзя брать, лучше голодать!». То есть с одной стороны – деньги берут, с другой – за это нас еще и ругают… Я считаю, что, выдавая деньги, важно понимать, как этот факт будет интерпретирован. Опять же не стоит забывать, что элиты таких стран как Монголия не отличаются особой благодарностью и долгой памятью».
Политтехнолог Максим Меер из прокремлевского Фонда эффективной политики считает кредиты самым эффективным инструментом современной геополитики. Однако, уточняет Меер, этим инструментом нужно уметь управлять.
«Бездумной раздачи кредитов быть не должно, и я в этом плане очень надеюсь на нынешнего главу Минфина Алексея Кудрина. Вспомните ту же Исландию, которая просила кредит на очень выгодных для РФ условиях… В итоге она его не получила. Та же Белоруссия рассчитывала получить гораздо больше денег от России, на порядок больше, но она имеет то, что имеет. Казахстан запросил очень большой кредит, но пока ему ничего не дали. Так как казахские партнеры не предложили РФ интересных проектов», – говорит Меер.
«Да, очень большой кредит Россия даст Киргизии – порядка 3 млрд. долларов, – продолжает политтехнолог из ФЭПа. – Но вы посмотрите, – эти деньги инвестируются в российские компании, которые начинают на территории Киргизии грандиозное строительство. То есть эти деньги, по сути, Россия выдает себе. В случае с Монголией, я уверен, кредитование должно происходить на тех же условиях, если Монголия сделает интересные предложения российскому бизнесу. В противном случае деньги давать ни в коем случае не стоит…
Сегодня на постсоветской Евразии сложилась уникальная ситуация. Всем нужны деньги, и занять их можно в двух местах – либо в Китае, либо в России. Мы должны понять, кредиты – это отличный способ продвижения российских интересов на соседних рынках. Мы пока даем мало денег. Я бы хотел больше раздать, разумеется, на наших условиях».
Между тем, как уточняют эксперты, до последнего момента выстраивание партнерских отношений с Монголией оборачивалось проблемами для российского бизнеса. Представители отечественных компаний постоянно жаловались на административные препоны, с которыми они сталкиваются при реализации проектов на территории азиатской страны и многомиллиардные убытки.
«Иностранные предприятия в Монголии не могут чувствовать себя защищенными от чиновничьего произвола, несправедливого налогообложения и даже рейдерских атак на бизнес», – говорит Евгений Вардов, директор Центра изучения региональных проблем. – Монголия ущемляет интересы России, нарушая Соглашение о взаимной защите капиталовложений».
По его информации, компании с участием российского капитала уже потеряли в общей сложности около 2,5 млрд. долларов из-за введенного в 2006 году налога на сверхприбыль. Так руководители компании «Золотой Восток – Монголия», иск которой к правительству страны в апреле рассмотрит международный третейский суд в соответствии с Арбитражным Регламентом Комиссии ООН по Законодательству о международной торговле, считают, что действия монгольского правительства нанесли ущерб их бизнесу в размере одного миллиарда долларов США. Если суд сочтет претензии истца обоснованными, восточная страна рискует не только расстаться с суммой, практически равной ее годовому бюджету, но и столкнуться с весьма неприятным прецедентом, способным надолго закрыть Республику для иностранных инвесторов.
Эксперты обращают особое внимание на то, что спорные законы «О полезных ископаемых» и «О налоге на рост цен на некоторые виды продукции», принятые парламентариями Монголии в 2006 году, действуют избирательно. С момента их вступления в силу дополнительный доход компаний от роста цены на золото и медь облагается по ставке 68%. Это негативно отразилось на деятельности крупнейших горнорудных компаний Монголии с российским участием «ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет», «Золотой Восток – Монголия» и «Шижиралт».
Между тем, до 97% отчислений в бюджет страны по данному налогу на сверхприбыль, приходятся на совместные российско-монгольские горнорудные предприятия. Таким образом, основная нагрузка ложится именно на российский бизнес, который в результате недополучает существенную часть своей прибыли. Как и бюджет России, лишившийся с момента принятия Монголией новых законов около 500 млн. долларов налоговых отчислений.
Представители российского бизнеса в Монголии неоднократно отмечали, что политика налоговой дискриминации в этой стране идет вразрез с заключенными ранее межгосударственными соглашениями о защите капиталовложений.
В 2004 году российское правительство списало Монголии долг, составлявший на тот момент одиннадцать миллиардов долларов. Однако взамен отечественный бизнес получил лишь многочисленные обещания о совместной разработке недр и фактический отъем значительной части прибыли.
Попытки опротестовать действия монгольских властей встречают жесткое сопротивление. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», после того, как компания «Золотой Восток – Монголия», обратилась в международный суд с жалобой на произвол местных законодателей, власти Монголии остановили деятельность компании, ее дочерних и аффилированных предприятий, наложив арест на все технологическое и техническое имущество, а также изъяв добытое золото. Скандал разразился 2 декабря 2008 года. Успешно действовавшая на протяжении одиннадцати лет добыча золота остановилась, около полутора тысяч работников оказались не у дел. Но ни их обращения в адрес монгольского правительства, ни попытки руководства «Золотого Востока» решить вопрос цивилизованными методами не смогли поколебать позицию чиновников.
Действия монгольских властей выглядят парадоксально, если учесть тот факт, что из 139 золотодобывающих компаний страны на сегодняшний день работают всего 50. При этом у 35 из них объемы добычи откровенно мизерны.
Специалисты говорят о коллапсе, настигшем отрасль. И это во время мирового финансового кризиса, когда золотодобыча способна стать точкой опоры для национальной экономики. Не менее парадоксально выглядит пассивная позиция российского МИДа, закрывающего глаза на дискриминацию отечественного бизнеса в Монголии.
Российский посол Борис Говорин не устает отмечать «устойчивый рост товарооборота: за 11 месяцев 2008 г. он достиг $1224,2 млн.», но дипломатично не замечает, что для российского бюджета этот рост давно превратился в «черную дыру».
Как отмечают эксперты РИА «Новый Регион» усугубляющийся экономический кризис требует нового формата российско-монгольских отношений, новой «безубыточной» дипломатии.
По версии аналитиков, на встрече премьер-министров России и Монголии 17 марта речь пойдет именно об этом – о предоставлении дополнительных гарантий защиты российских инвестиций и российского бизнеса от произвола чиновников. Настаивая на увеличении объемов российской помощи, руководство страны, которую когда-то шутливо называли «шестнадцатой республикой СССР», должно понимать, что дополнительные средства в условиях массовой миграции капиталов подразумевают в первую очередь дополнительную инвестиционную привлекательность региона.
«Новый Регион» будет следить за развитием ситуации.
Москва, Арина Морокова
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».