Эксперты: Рынок грузовых автомобилей лихорадит, у лидеров рынка серьезные проблемы
Российский рынок грузовых автомобилей переживает резкий спад. Тяжелую спецтехнику никто не заказывает и не покупает. Как сообщил в интервью корреспонденту РИА «Новый Регион» эксперт аналитического агентства «Автостат» Дмитрий Агафонов, ситуация на рынке грузового автопрома на порядок хуже, чем на «легковом».
«Показательная ситуация с КАМАЗом, конвейер которого 10 дней работает, потом 10 дней стоит. Продукция не пользуется спросом», – отметил Агафонов.
По его информации, последний месяц до нового года и первые месяца 2009 дилеры, опасаясь девальвации, вкладывали средства в приобретение новых машин. «По нашим данным, склады и стоянки крупнейших операторов рынка грузоперевозок полностью забиты новой техникой. Чтобы распродать эти «запасы», потребуется, как минимум, 4-6 месяцев. Но спроса сегодня нет».
По информации эксперта, на сегодняшний день объемы продаж грузовых авто и спецтехники уже упали на 50%, и в ближайшее время тенденция сохранится. Участники рынка рассчитывали на большой заказ от организаторов «олимпийской стройки» в Сочи. Однако в связи с кризисом все программы по закупке новой тяжелой техники оказались заморожены.
«Можно говорить о том, что рынок находится в коллапсе, и даже умер. Мы прогнозируем, что пережить кризис смогут только крупные компании, мелкие и средние самоликвидируются», – прогнозирует Дмитрий Агафонов.
Между тем, последствия кризиса – это не единственная проблема дилеров. Накануне стало известно, что Федеральная налоговая служба предъявила претензии по неуплате налогов крупнейшему российскому оператору рынка грузовых автомобилей ГК «Русбизнесавто». Об этом информирует «Независимая газета» со ссылкой на источник в ФНС. В налоговой инспекции № 29 УФНС России по г. Москве подтвердили факт налоговой проверки «Русбизнесавто».
ГК «Русбизнесавто» занимает более 10% рынка продаж и ремонта грузовой автотехники и спецтехники, официальный партнер производителей «КамАЗ», «Урал», «МАЗ», Ford Cargo, Hyundai, САМС, Higer, PowerCat, МВВ, Luna.
По информации источника, проверка идет в головной структуре «Русбизнесавто» и дочерних компаниях. В ходе проверки претензии предъявлены двум дочерним компаниям холдинга, которым начислены штрафы почти на полмиллиарда рублей. В частности, ЗАО «КМТ-Холдинг» начислено более 380 млн. руб. штрафных санкций, ЗАО «СИМ-Авто» получило претензии на сумму менее 100 млн. руб.
Корреспондент РИА «Новый Регион» связался по телефону с одним из уполномоченных директоров ЗАО «СИМ-авто» Николаем Гавриловым.
Он подтвердил факт внеплановой проверки компании.
«Проверка прошла, я этот факт подтверждаю. О начислении каких-то штрафных санкций в размере 100 млн. рублей мы ничего не слышали. Мы удивлены этими сообщениями и считаем их странными», – заявил Николай Гаврилов.
Представитель компании ЗАО «КМТ-Холдинг», отказавшийся представиться, сообщил, что никаких официальных претензий из ФСН руководство компании не получало.
«Но в принципе логика фискалов понятна, – заявил собеседник агентства. – Бюджет страны кризисный и дефицитный, его надо наполнять, поэтому и проводятся такие «внеплановые проверки».
Эксперт компании Lidings Андрей Зеленин, специализирующийся на вопросах налогообложения и спорах, связанных с предпринимательской деятельностью, поставил под сомнение заявление представителя ЗАО «КМТ-Холдинг».
«Я не знаю что такое внеплановые проверки. Такого понятия нет, – заявил Андрей Зеленин. – У ФНС существует своя программа проверки компаний и предприятий, и знакомить с ней она никого не обязана. Неофициально существует установка, что компания подлежит проверке после трех лет работы на рынке. Или в том случае, если в ФСН поступила информация, что некий оператор рынка осуществил сомнительную сделку, провел недобросовестную операцию – это сигнал и повод для внепланового аудита. Я могу судить по своим клиентам. Они не жалуются на какие-то масштабные внеплановые проверки фискалов».
Эксперт аналитического агентства «Автостат» Дмитрий Агафонов считает, что сегодня любое дополнительное давление на операторов рынка грузовых перевозок и спецтехники приведет к их банкротству и ликвидации.
«Все свободные средства дилеры вложили в автомобили. Заплатить полумиллиардные штрафы не в состоянии ни один из 10 существующих крупных российских операторов. Дополнительное давление налоговых органов или таможни приведет к банкротству компаний. И в принципе, учитывая существующие тенденции, я не исключаю подобное развитие ситуации: рынок в коме, его участникам выжить очень сложно», – заявил Дмитрий Агафонов.
Москва, Арина Морокова
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».