Ростислав Туровский: «На Северном Кавказе единственный смысл политики – получить под контроль поток федеральных средств»
Республики Северного Кавказа по-прежнему остаются горячей точкой и источником внутриполитической нестабильности на карте России. С таким заявлением в ходе работы круглого стола, на котором был представлен аналитический доклад Центра Политических Технологий «Кремль и Северный Кавказ: Новые политические решения и новые вызовы федеральной власти», выступил президент ЦПТ, политолог Игорь Бунин.
По мнению Бунина, несмотря на усилия, предпринимаемые федеральным центром, руководство страны пока бессильно решить ключевые проблемы региона, среди которых важнейшими являются коррупция, клановая система власти, межэтнические противоречия в северокавказских республиках.
«В 2005 году в одном из высоких кабинетов в Москве мне заявили прямым текстом: «Кавказ от нас уйдет», – рассказал Бунин. – С этого времени наш Центр вплотную занялся исследованием региона и проблем с ним связанных. Работая над подготовкой этого доклада, мы сравнили ситуацию в семи северокавказских республиках по целому ряду критериев: расстановке политических сил, взаимоотношениям власти и бизнеса, межнациональным отношениям внутри республик и многим другим. Главный вывод, который можно сделать на основании собранных данных, заключается в том, что несмотря на то, что весь регион продолжает оставаться горячей точкой России, не может быть единого подхода к решению проблем, возникающих в каждой из республик. В каждом из северокавказских регионов своя ситуация и свои проблемы. Если в Чечне и Кабардино-Балкарии мы можем наблюдать явную стабилизацию обстановки, то в Дагестане и отчасти в Северной Осетии ситуация обостряется. В Карачаево-Черкесии и Ингушетии недавно сменилось руководство, в результате чего можно ожидать качественных изменений. Тем не менее Кавказ – это один из главных вызовов для России.
По мнению автора доклада политолога Ростислава Туровского, Федеральный центр, в попытке найти решение кавказских проблем, осуществляет ряд экспериментов, целью которых является поиск оптимальной модели организации региональной власти на Северном Кавказе. По мнению Туровского, именно этим объясняется то, что в различных кавказских республиках Кремль делает ставку на абсолютно разных, порой диаметрально противоположных региональных лидеров. Однако при этом оптимальный вариант пока так и не найден.
«В 2004-м году Федеральный Центр, ссылаясь на события в Беслане, взял на себя ответственность за расстановку сил в республиках Северного Кавказа, – напомнил Туровский. – Спустя пять лет мы видим, что ломать оказалось проще, чем создавать. В результате операции, проводимой Москвой, были устранены несколько застойных режимов в северокавказских республиках. К власти в регионе пришли новые люди. Однако при этом так и не был получен ответ на главный вопрос – возможно ли внедрить на практике в этом регионе принципиально новую политическую модель, ориентированную не на клановость и получение доступа к финансовым потокам, а на работу на благо региона. Неясным остается и ответ на вопрос о том, возможен ли принципиально новый тип политического лидера на Кавказе. Ответ до сих пор не найден, хотя на роль руководителей республик были приглашены самые разнообразные типы лидеров – от крупных партийных функционеров времен КПСС до недавних лидеров сепаратистских движений. У этих людей самый различный подход к управлению регионом, самый разный политический опыт».
По мнению Туровского, в обновлении региональных элит в республиках Северного Кавказа пока минусов не меньше, чем плюсов.
«Обновление состава руководства республик не решает проблем, связанных с отсутствием профессиональных команд управленцев, невозможностью сформировать профессиональное правительство, – пояснил Туровский. – Кроме этого, осложняется политическая ситуация в регионе, когда к устоявшимся уже элитным группам добавляются представители новых кланов. Не происходит изменений и в самом главном. Сегодня на Северном Кавказе просто нет другого вида политики, не связанного с контролем и приватизацией денежных потоков, большая часть которых идет из федерального центра, кто бы ни находился у власти. Никаких альтернативных моделей управления не предлагается. Республики превращаются в вассальные княжества, где местному лидеру дается карт-бланш из Москвы в обмен на заверения в полной лояльности федеральному центру. Это мы видим на примере Чечни, Кабардино-Балкарии, в недавнем прошлом Ингушетии».
Ростислав Туровский выразил мнение, что в сложившейся ситуации подключать северокавказские республики к федеральной программе по борьбе с коррупцией не только бессмысленно, но и небезопасно. «Если взглянуть на вещи объективно, то возникает вопрос: стоит ли вообще вести борьбу с коррупцией на Кавказе? – заявил Ростислав Туровский. – Попытки подобного рода имели место, но были робкими, и ни одно дело так до суда и не дошло. Очевидно, что широкомасштабная борьба с коррупцией на Кавказе, учитывая нынешние реалии, может привести к дестабилизации ситуации в регионе».
По мнению политолога Дмитрия Макарова, принявшего участие в работе круглого стола, борьба с коррупцией в республиках Северного Кавказа трудно осуществима еще и потому, что за полтора десятка лет в регионе выстроена прочная коррупционная вертикаль, верхушка которой находится в Москве.
«Коррупционная вертикаль, выстроенная на Северном Кавказе, по цепочке доходит до самого Федерального центра, – заявил Дмитрий Макаров. – Основы нынешней политической системы в регионе были заложены еще в 90-е и действуют до сих пор. Это и откатная политика, когда за деньги решаются вопросы назначений, когда государственные должности – от милиционера до министра – продаются за фиксированную цену. Это и откатная экономика – распил федеральных денег, полная непрозрачность распределения средств».
Москва, Денис Фрунзе
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».