Эксперт: Представителям нацменьшинств в республиках Северного Кавказа приходится несладко. В том числе и русским
Несмотря на часто декларируемые руководителями республик Северного Кавказа принципы этнического паритета и равного доступа к власти представителям всех народов, на деле приоритет отдается только «своим».
Представители нацменьшинств республик Северного Кавказа, в том числе и русские, не имеют возможности получить значимую государственную должность в республиках региона, особенно если этот пост сопряжен с доступом к контролю и распределению финансовых потоков из федерального центра. К такому выводу пришли эксперты Центра Политических Технологий, представивших сегодня многостраничный доклад «Кремль и Северный Кавказ: Новые политические решения и новые вызовы федеральной власти».
По словам автора доклада Ростислава Туровского, доступ к финансовым ресурсам в регионе получают по принципу этнического родства и принадлежности к тому или иному клану.
«В ряде республик подобное положение дел ведет к нарастанию межнациональной и межклановой напряженности, – заявил Ростислав Туровский. – Особенно это касается полиэтнических республик, таких как Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан. В результате этого в республиках возникает оппозиционные силы, объединенные по этническому принципу – черкесы в КЧР, балкарцы – в КБР, лезгины в Дагестане».
Авторы доклада обратили внимание на то, что для демонстрации этнического паритета, якобы существующего в северокавказских республиках, в регионе широко распространена практика, когда представитель не доминирующей национальности получает пост спикера парламента, который не обладает никаким реальным влиянием и является фигурой скорее номинальной.
«В Дагестане спикером сейчас является даргинец, в Карачаево-Черкесии – черкес, в Кабардино-Балкарии – балкарец, в Адыгее – русский, – обращают внимание авторы доклада. – Особую сложность формирование этнического баланса представляет в Дагестане, где на три ключевых поста (президент, глава правительства, спикер парламента) претендуют представители четырех этнических групп. Таким образом возникла лезгинская проблема. По официальным данным численность лезгинов лишь немногим уступает численности кумыков, хотя сами лезгины уверены, что их число умышленно занизили. До сих пор лезгины компенсировали отсутствие у них региональных постов продвижением на федеральные должности. Однако в последнее время лезгины потеряли и их – смещены со своих постов лезгин – прокурор республики и лезгин – глава управления ФНС, что усилило недовольство общины».
Ростислав Туровский обращает внимание, что рост недовольства среди этнических меньшинств в республиках Северного Кавказа, ведет к росту их протестной политической активности. В качестве примера автор доклада приводит Союз славян Адыгеи, который консолидировано проголосовал за КПРФ на последних выборах в пику адыйцам, поддержавшим «Единую Россию».
Рассматривая итоги выборов, авторы доклада характеризуют выборную систему в регионе, как «управляемое голосование». По словам Туровского, обеспечение высокого результата партии власти имеет принципиальное значение для северокавказских элит.
«Голосование на федеральных выборах для республиканских элит является способом демонстрации политической лояльности в отношениях с центром, – говорится в докладе ЦПТ. – Это показали недавние голосования за «Единую Россию» и Медведева, которые одновременно выявили и различия в эффективности административного ресурса. Безусловно эффективным контроль над голосованием был на думских выборах 2007 года в Чечне, Ингушетии, Дагестане, КБР и КЧР (при Батдыеве). Несколько слабее административный ресурс работает в Северной Осетии и Адыгее. Единственной альтернативой для населения этих республик является голосование за КПРФ и Зюганова (кроме Чечни и Ингушетии, народы которых были репрессированы при коммунистах). По многим оценкам выборы на Северном Кавказе сопровождаются многочисленными нарушениями и проходят в условиях гораздо меньшей явки, чем это показывает статистика. Поэтому установить подлинное волеизъявление невозможно».
Ростислав Туровский обращает внимание на то, что руководители северокавказских республик полностью контролируют распределение мест в региональных парламентах и списки тех, кто в них попадет становятся известными зачастую еще до дня голосования. Реальная же политическая борьба разворачивается на муниципальных выборах, где представители различных кланов и групп имеют возможность принять участие в соревновательной борьбе.
Москва, Денис Фрунзе
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».