ВЦИОМ: Жители России стали трезвее оценивать действительность
Экономический кризис не станет поводом для отказа жителей России от привычного уклада жизни и параметров потребления. Такое мнение, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», высказал сегодня на пресс-конференции в Москве директор по исследованиям ВЦИОМ Владимир Петухов на основании данных, полученных в ходе «мониторинга кризисного сознания» россиян. По его словам, реакция современных россиян на кризисные явления значительно спокойнее и прагматичней, чем 10 лет назад после дефолта.
«Данные наших исследований говорят о том, что россияне стали значительно спокойнее и трезвее смотреть на ситуацию, – заявил Владимир Петухов. – В 1998 году настроение в обществе было значительно тревожнее. Люди, которых мы опрашивали, всерьез рассматривали возможность распада страны и начала гражданской войны. Сейчас этого нет и в помине. Во многом это было связано и с тем, что 10 лет назад уровень доверия к власти находился на нулевой отметке, люди не верили, что власть может держать ситуацию под контролем. Сегодня ситуация иная».
По мнению Петухова, самый негативный аспект сегодняшнего восприятия кризиса заключается в том, что он застал страну на пике позитивных ожиданий. «Когда мы, казалось, уже совсем оправились от социально-психологических последствий прежних кризисов, наступил новый. Все это, конечно, вызывает большое недовольство людей. Пока большинство согласно подождать, когда кризис рассосется, но если он затянется надолго, то избежать взрыва социального недовольства будет сложно», – отметил социолог.
По его словам, еще одним знаковым показателем, свидетельствующим об изменении сознания и личностных жизненных установок россиян, является то, что значительно меньшее число людей сегодня заявляет о том, что готовы искать дополнительную работу на период кризиса.
«В 1998 году таких людей было значительно больше, – говорит Владимир Петухов. – У нас выросло поколение людей, вписанное в общество потребление и не готовое отказываться от привычного уклада жизни. Это поколение живет сегодняшним днем. У них нет сбережений, потому что они привыкли жить в кредит, приобретая автомобили, бытовую технику и т.д. У них нет при этом долгосрочных жизненных стратегий, так как они не доверяют финансовым институтам, помня, сколько раз уже сбереженные деньги превращались в труху. В 1998 году люди были мобильнее и более готовы к изменению стиля жизни при необходимости».
Руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров дополнил мысль коллеги, сообщив, что еще одним показательным изменением поведенческой стратегии россиян в условиях кризиса, является изменение структуры экономии.
«Если сравнить с данными, полученными в 1999 году, то тогда большинство респондентов заявляли, что в целях экономии перешли на покупку других более дешевых марок товаров, сохранив прежний объем потребления. Нынешние россияне не хотят отказываться от привычных марок, и согласны скорее сократить объем их потребления, чем перейти на что-то менее качественное, более дешевое, менее престижное».
«Люди, не смотря на кризис, хотят сохранить свой привычный образ жизни и стандарт потребления. То есть если человек покупал продукты в «Перекрестке», то и теперь он не собирается переходить на товары из «Пятерочки» или «Копейки». Это верный признак того, что социальная структура общества приобрела некую упругость», – заключил Валерий Федоров.
Москва, Денис Фрунзе
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».