AMP18+

Москва

/

Новый красный пояс (Карта социальной напряженности РФ)

В Алтайском крае нарастает социальная напряженность, рабочие города Тутаева (Ярославской области) изучают «пикалевский опыт» и пишут письмо Путину. Беспокойно в моногородах Челябинской и Свердловской областей. Несмотря на лето, никакого затишья в России не наблюдается. Напротив, идет рост безработицы, и копятся многомесячные долги по заработной плате, а россияне превращаются в социально озабоченных граждан и начинают представлять реальную угрозу стабильности в стране.

Корреспонденты РИА «Новый Регион» в этой связи решили повторить «февральский опыт» и с помощью экспертов создать новую карту «социальной напряженности» в РФ.

В этот раз она выглядит несколько по-другому. Большинство регионов обозначены белым цветом. Но вовсе не потому, что там нет социальной напряженности. Это, скорее, показатель информационной закрытости территории. Нет информации – нет и представления о том, благополучна она или нет в экономическом плане.

Красные и коричневые зоны

Известный политолог, эксперт по региональным выборам Александр Кынев выделил в качестве «горячих красных точек» на карте РФ следующие территории:

Ленинградская область, Алтайский край, Камчатка, Приморский край, Иркутская, Челябинская, Свердловская области и Удмуртия (на карте отмечены красным цветом. – прим. «НР»)

По его словам, поступающая из этих регионов информация держит правительство РФ в сильном напряжении. Там сегодня возможны «и перекрытия дорог, и акции открытого неповиновения властям».

«Это не значит, что в других территориях все хорошо. Просто благодаря мощным фильтрам оттуда сегодня нет никакой информации», – отмечает эксперт.

Политолог Станислав Белковский обобщает критерии, благодаря которым тот или иной регион РФ попадает в зону риска.

По его словам, можно выделить три ключевых фактора, которые определяют социальную напряженность в субъектах Федерации.

Первое, это одна единственная ФПГ, которая контролирует политику и экономику региона.

«В этой ситуации логика ФПГ понятна. Не вкладывать ни копейки собственных средств в социальную политику, довести ситуацию до обострения и дождаться помощи государства», – заявляет Белковский.

В группу риска здесь попадают в первую очередь моногорода, население которых полностью зависит от градообразующего предприятия.

С Белковским согласен независимый экономист Михаил Делягин, который говорит, что в моногородах России живет до 20 млн. человек, и все они находятся в критической ситуации.

«Есть город Тутаев в Ярославской области. 55 тысяч жителей. Моторостроительный завод. Выяснилось, что завод никому не нужен. Поскольку Путин не доехал до города Тутаева, там проблема не решена до сих пор. Самое главное, что таких Пикалево и Тутаевых в России тысячи. И о тех, что удалены от столиц, мы даже ничего и не узнаем. Как Россия в начале 2000-х переживала трагедию смытого наводнением Ленска и совершенно ничего не знала о трагедии поселков и деревень, которые были чуть выше или ниже по течению», – отмечает эксперт.

Второй фактор, определяющий попадание региона в новый «красный пояс», это, по версии Станислава Белковского, наличие конфликта между Кремлем и региональным лидером. Самый красноречивый пример последних недель – это публичный демарш национального лидера Башкирии Муртазы Рахимова против «Единой России» и вертикали власти. Однако Белковский говорит, что подобный конфликт латентного характера существует не только в нацреспубликах, но и в той же Москве, – вопрос отставки Лужкова назрел и перезрел давно.

По информации источника РИА «Новый Регион», близкого к администрации президента, последние акции инициативных групп, которые требуют вернуть прямые выборы мэра Москвы посредством проведения референдума вызвали серьезное раздражение Кремля. «Если Юрий Михайлович не может контролировать ситуацию в городе, если под окнами администрации президента какие-то «левые фронты» объявляют голодовки, ему пора на покой», – заметил собеседник агентства.

Тем не менее, эксперты пока относят Москву к региону с умеренной социальной напряженностью (на карте она отмечена коричневым цветом, прим. «НР»), но к осени ситуация может обостриться. Также к умеренно протестным регионам эксперты относят Санкт-Петербург и Самарскую область.

Третий фактор, на который указывает политолог Белковский, связан с нарастанием социальной напряженности на фоне усиления межэтнических конфликтов. «Сегодня можно признать, что Кремль утратил контроль над регионами Северного Кавказа. Поэтому ситуация в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии будет только ухудшаться».

Северный Кавказ на виртуальной «карте социальной напряженности» весь выделен красным цветом.

Ссылки по теме:

Публичная голодовка «Левого фронта» продлилась менее 5 минут (ФОТО) >>>

Алтайские рабочие требуют зарплату и грозят новым Пикалево >>>

Пикалевцы встречают Путина угрозами перекрыть железную дорогу >>>

Карта социальной напряженности (НАЖАТЬ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ).

Москва, Арина Морокова

© 2009, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Запорожье, Кавказ, Камчатка, Красноярск, Москва, Интервью, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Авторская колонка, Выборы, Интервью, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Фоторепортаж, Экономика, Интересные темы, Не могу молчать!,