AMP18+

Москва

/

«Истерзанные ритейлеры» – депутатам Госдумы: «Не надо демонизировать торговлю!»

Кому выгодно вносить ограничительные поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и как это отразится на потребителях? На эти вопросы попытались ответить участники дискуссии, прошедшей накануне в Высшей школе экономики. Экономисты и эксперты собрались, чтобы обсудить результаты исследования, проведенного специалистами ВШК, – «Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия».

От введения ограничений, предусмотренных новым законом о торговле, проиграют как поставщики и продавцы, так и простые покупатели. Придя к такому выводу, участники круглого стола попытались понять, кто же все-таки выиграет, в чьих интересах действуют авторы поправок?

В России сейчас существует социально политический запрос на ограничение свободы торговли. Главная провинность, которая вменяется торговцам – повышение цен.

«На обыденном уровне люди видят, что цены растут, – говорит заведующий кафедрой экономической социологии ВШЭ Вадим Радаев. – Физически они видят этот рост в розничной торговле. И поэтому они возлагают ответственность на нее. Можно обидеться на менеджера торгового зала, который пришел и поменял ценник. Но это же глупо, потому что человек выполняет чей-то приказ. А приказ этот обусловлен целым рядом обстоятельств, которые вообще к розничной сети не имеют отношения – подорожало топливо, выросли тарифы на электричество, поставщик поднял отпускную цену и так далее. Но этого люди не видят и не понимают».

Это народное недопонимание успешно используют лоббисты ограничительных мер.

«Я назвал бы это «Лоббизм с непредсказуемыми последствиями», – говорит политолог Евгений Минченко. – Люди проводят кампанию, но на выходе получат совсем другой результат. Поставщики провели против ритейлеров довольно эффективную пиар-кампанию. Идет апелляция к массовым стереотипам, демонизация оппонента. В союзники привлекаются депутаты и политики. Сейчас при обсуждении законопроекта в Госдуме началась новая популистская стадия. Раскручивать эту тему выгодно».

Управляющий директор компании X5 Retail Group Юрий Кобаладзе, который назвал себя «представителем истерзанных ритейлеров», пояснил почему: «Происходит ужасная вещь. Включаешь телевизор – там Грызлов призывает обуздать торговую мафию. И вся эта кампания подается под тем соусом, что, мол, 88% россиян считает, что государство должно контролировать цены».

Как поясняют эксперты, происходит подмена понятий. Люди хотят, чтобы цены не поднимались, а это выдается за желание введения госрегулирования. Пользуясь невысокой экономической грамотностью россиян, политики набирают на популярной теме дивиденды. Введение ограничений и госрегулирования также очень выгодно чиновникам и различным контролирующим органам.

«От введения регулировок выигрывает регулировщик. Даже если это не приведет к развитию коррупции, люди, как минимум, повышают свой статус, степень влияния. Проигрывают те, кого ограничения затронут, и выиграют те, на кого они не распространяются» – поясняет Вадим Радаев.

С ним согласен и старший научный сотрудник Академии народного хозяйства при президенте РФ Вадим Новиков: «Принятие этого закона нецелесообразно. Он идет во вред потребителям и производителям. От введения 16-й статьи проигрывают те, кого закон должен был защитить. От ограничения дополнительных договорных соглашений выиграют те стороны, кто такими договорами не пользовались».

По мнению экспертов, за законодательные ошибки чиновников и политиков, как это часто бывает, придется расплачиваться потребителям.

«Ограничения, возложенные на розничную торговлю, неизбежно вызовут дополнительные издержки. И эти расходы они будут вынуждены транслировать вверх и вниз, то есть переложить их на поставщиков с одной стороны и на покупателей с другой», – резюмирует заведующий кафедрой экономической социологии ВШЭ Вадим Радаев.

В заключение, участники круглого стола выразили надежду, что при принятии нового закона о торговле в Госдуме «рациональные аргументы возобладают над эмоциональными».

Москва, Виталий Акимов

© 2009, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,