Предприниматели: Торговлю нужно развивать, а не гнобить
Если новый закон о торговле будет принят в нынешней редакции – это будет способствовать развитию теневой экономики, бюрократии и коррупции. К такому выводу пришли большинство участников обсуждения законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», состоявшегося в Торгово-промышленной палате.
«Если говорить об интересах торговли вообще, никаких интересов торговли реализовано не будет, – говорит председатель комитета ТПП по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Наталия Фонарева. – Совершенно очевидно, что все, что там написано в интересах бюрократии, в основном региональной. Например, – узаконивающиеся непрозрачные отношения районных администраций с торговыми сетями. Если вы посмотрите проект, то увидите, что распределение недвижимости, а это самая дефицитная вещь – земля и строения, крупные объекты – как тишком распределялись, так тишком распределяться и будут. Без конкурса. Это теперь четко узаконивается. Одновременно проводятся нормы по дальнейшему подавлению малого и среднего бизнеса».
Директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова отмечает, что при обсуждении в Госдуме предлагаются еще более опасные инструменты административного регулирования рынка.
«Идея, которая предлагается – ограничить наценку розничных сетей. Экономические механизмы такого огульного регулирования не прощают. Таким образом, мы вернем теневую экономику, от которой уходили последние 15-20 лет», – считает Канунникова.
Один из главных недостатков законопроекта в том, что он ставит одинаковые условия работы для всех участников торговой деятельности без учета масштабов их развития, специализации, географии.
«Чем выше плотность населения, как, например, в Москве, тем привлекательнее для бизнеса, – поясняет Ирина Канунникова. – Чем ниже плотность – тем менее выгодно там вести бизнес и, соответственно, ниже конкуренция. Нужно заложить дифференцированный подход к различным территориям. Во многих регионах уровень дохода низкий, они малопривлекательны для бизнеса, и торговлю там нужно стимулировать, а не ставить ограничения».
Председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов считает, что закон в нынешней редакции не выполняет свою главную задачу. В теории он должен максимально содействовать развитию торговой инфраструктуры и современных форматов торговли, обеспечивающих наиболее эффективное доведение продукции до потребителя. На практике же получается наоборот.
«Современные формы торговли, сетевая торговля, так и не дошли до 60% населения страны. То есть больше половины населения современными форматами так и не охвачено. Статья 16-я, которая вводит ограничения на открытие новых торговых точек, фактически ставит тормоз для развития сетевой торговли. Мы считаем, что это наносит прямой ущерб развитию единообразной товаропроводящей сети по всей стране» – говорит Александр Борисов.
«Эта статья была включена уже после того, как проект закона был утвержден в правительстве, – продолжает председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. – Речь в ней идет о том, что если у тебя где-то (не в округе или регионе, там не указана спецификация) 25% есть, то ты уже не можешь открыть ни одного магазина больше. Это абсурд. Я думаю, что ФАС понимает это, и сама должна внести поправки. Не имеет смысла ставить ограничения, когда реальной конкуренции вообще нет. Сейчас нужно наоборот поощрять развитие конкуренции, развитие сетей. Ставить препоны – непродуктивно».
Предприниматели выразили мнение, что в период кризиса было бы гораздо эффективнее потратить время и силы на разработку концепции развития торговой отрасли до 2015-2020 года. Но, раз уж есть политическое решение принять новый закон – он должен быть принят в таком виде, чтобы не вредить развитию нормальных рыночных отношений.
Москва, Виталий Акимов
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».