Морских пиратов будут бить на земле
Борьба с морским пиратством требует решительных действий от международного сообщества. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин. Он считает, что инициативы, высказанные президентом России Дмитрием Медведевым, помогут странам ООН более эффективно противостоять новой угрозе.
Если в 2008 году в мировом океане было совершено 293 пиратских нападения, то за неполный 2009-й – уже 359. Причем две трети морских разбойников базируются в Сомали.
На встрече с министрами транспорта иностранных государств Дмитрий Медведев заявил, что пиратство «не менее дерзкий вызов, чем терроризм или наркобизнес» и предложил учредить международный суд, который будет разбираться с этим видом преступлений.
Ведущий российский специалист в области международного морского права с президентом согласен.
«Идет территориальное расширение пиратства. Зона их действий достигает уже Сейшельских островов, Мозамбика, Арабского залива. Средневековая дикость возродилась в новой современной форме», – говорит Анатолий Колодкин.
Обстановка настолько серьезная, что ООН создала специальную контактную группу. Она в свою очередь состоит из четырех подгрупп, каждая из которых занимается своим аспектом борьбы с пиратством. Одна регулирует дипломатические вопросы, другая вопросы связанные с судоходством и судовладельцами, третья разрабатывает политические и силовые меры.
Сейчас территориальное море Сомали патрулируют несколько российских военных кораблей, суда ВМФ других стран и Евросоюза. Но, как заявил командующий военно-морскими силами Евросоюза контр-адмирал Питер Хадсон, «охватить весь океан нет возможности». Поэтому идет подготовка также и к наземным операциям – инструкторы из Европы готовят вооруженные силы Сомали к захвату и наведению порядка на автономных территориях, где базируются пираты.
«Сейчас часто возникает вопрос о вооружении морских судов, – говорит Анатолий Колодкин. – С точки зрения международного права это неприемлемо. Есть конвенция по которой торговое судно может стать военным кораблем только если войдет в состав военного флота государства, а его капитан станет офицером военного флота. Что же делать? Я внес предложение воспользоваться опытом Франции и Испании. Французы ставят на свои суда спецназ – это не делает судно военным кораблем. А испанцы прибегают к услугам частных охранных фирм. Естественно, на все это нужны деньги. Я направил предложение правительству, но ответа пока нет».
Еще одна группа занимается правовыми вопросами борьбы с пиратством. Прорабатывается в том числе и предложение Медведева о создании международного суда или трибунала в отношении пиратских действий.
Сейчас каждая страна судит пиратов по своему законодательству. В российском Уголовном кодексе тоже есть статья №227 «пиратство». Наказание по ней предусматривает срок лишения свободы от 5 до 15 лет, а в случае убийства – до пожизненного заключения. В США право властей карать пиратов прописано даже в конституции.
«В ближайший год с этой опасностью не справиться. Лучше чтобы было международное уголовное присутствие в сфере пиратства», – считает президент Ассоциации международного морского права.
Президент России первый предложил идею создания международного антипиратского трибунала. Некоторые страны его инициативу уже одобрили. Другие, такие как США, хотят судить тех, кто нападают на их суда сами.
Москва, Виталий Акимов
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».