Кризис в разгаре, поэтому никакого шика! Российские писатели о новогодних традициях
Со дня на день, если не случится нового ужасного ЧП, в России начнется предновогодняя кутерьма, которая отодвинет на дальний план и последние катастрофы с множеством трупов, и призывы к модернизации, и перспективы нового витка безработицы.
Мечта о хорошем застолье в компании достойных людей сводит на нет экономические расчеты. Все, что удалось отложить, россияне не без удальства спустят за 10 дней каникул и ошалевшие выйдут на работу.
И, тем не менее, новогодье вселяет оптимизм. Корреспондент «НР» переговорил с известными российскими писателями на тему: преодолен ли, по их мнению, кризис в России, и как они будут встречать Новый год – «на широкую ногу» или «скромненько»?
Писатели ответили, что кризис в разгаре, а Новый год лучше всего встречать дома или в СИЗО. Все подробности в материале «НР».
Писатель, колумнист Сергей Шаргунов
«Кризис не закончился. Некоторые полагают, что нащупали его скользкое дно и теперь осталось только оттолкнуться и всплыть. Но может быть – это вовсе не дно, а спина акулы, которая сейчас ногу откусит?
Мы еще полностью не ощутили последствий первого погружения в кризис: производственных, техногенных, грубо затрагивающих доходы и неожиданно обновляющих форматы общественной жизни. Да и культура как тонкая сфера только начинает реагировать на кризис.
К примеру, даже так называемая элита, дробясь на персонажей, демонстрирующих свои индивидуальные таланты, начинает писать: вести колонки, заводить ЖЖ, некто Натан Дубовицкий сочинил любопытный роман, где главный герой – язык. А в шорт-лист Букера вошел роман Романа Сенчина, где язык прост, но главный герой – маленький человек, то есть социализация литературы, народничество – это другая грань искусства, отражающая кризис.
Кризис ударил по моим родственникам в России, на Урале, в Сибири, врезал по моим друзьям – многие потеряли работу, многие потеряли свободное время – вынуждены работать больше, потому что получают меньше, а значит, и общения с этими друзьями у меня теперь мало.
Я зарабатываю текстами, и в этом смысле вроде ничего не потерял. Новый Год встречу в Подмосковье, с родными и друзьями, с сыном, которому в марте четыре. Сначала будем с ним наряжать елку, потом я наряжусь в Деда Мороза. Для этого уже сварганил накладную ватную бороду. Главное – чтобы не сползла в торжественный момент. И снегу этого же я пожелаю: не сползай, дорогой, покрасуйся на Новый Год.
Россия будет отмечать 2010-й дома. Для многих встречи, выпивоны за последнее время вернулись из кафе – домой. Думаю, значительная часть тех, кто раньше праздновал в ресторане, предпочтут домашнее застолье».
Писатель-нацбол, автор нашумевшего рома «Санькя» Захар Прилепин:
«Про мир я ничего не знаю. Пике, в которое, казалось, обрушивается экономика мира и благополучное общество, для меня, честно говоря, было неожиданностью.
То же самое касается и России. Но вот этот выход из пике, который мы совершили в последнее время, в течение года, он вовсе не гарантирует собственно для России никакой благополучной перспективы в ближайшие 25 лет. Это вообще ничего не означает. Я думаю, рано или поздно, в Россию придет свой собственный, никак не связанный с мировой историей кризис. И закончится он для нее очень дурно, если не сказать плачевно.
Что до меня – то я себя с каждым годом чувствую, если честно, все лучше и лучше. Это моя отдельная история.
Что будет делать Россия? традиционно отмечать свой Новый год и уж какой бы ни был кризис, на салат оливье и бутылку шампанского все найдут средства.
Я отмечать буду в кругу семьи, безо всяких фейерверков и массовых ликований. У меня все будет тихонько рядом с детьми, женой. Я наконец-то побуду дома в течение недели, спокойно, не работая. Просто заберусь в елку и тихонько посижу, как жук-дровоед. Никуда не пойду».
Писатель-оппозиционер, кандидат в президенты России Эдуард Лимонов:
«Завершен ли кризис? Вопрос, на который никто в мире не может ответить. Я считаю, кризис не завершен.
Мною сегодня подана заявка на проведение митинга 31 декабря на Триумфальной площади в 18 часов. Так что, судя по прошлому опыту, дадут опять какие-нибудь сутки ареста. Встречу новый год в камере.
А как Россия будет встречать?
Найдет, как встретить. Что такое Новый Год? Это условное измерение. Причем здесь Новый год, жизнь должна быть нормальная. А Новый год или старый – это не важно».
Москва, Ольга Иванова
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».