ВЦИОМ: кризис раздули журналисты
Как страны СНГ переносят кризис, где люди чувствуют себя более спокойно, как отразился всемирный экономический коллапс на жизнях обитателей постсоветского пространства? На эти вопросы попытались ответить социологи «Всероссийского центра изучения общественного мнения» и его зарубежных партнеров. О результатах исследований сегодня журналистам рассказал директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
«Как показывают опросы кризис уходит. Не сменяется бурным ростом, но падения нет и давно нет. В России падения нет более полугода, – сразу настроил журналистов на оптимистичный тон Валерий Федоров. – Но обеспокоенность населения сохраняется. Обжегшись на молоке, человек привыкает дуть на воду».
Исследование кризисно-социально-экономического самочувствия населения проводилось в шести странах СНГ: России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Армении и Литве. Больше всех тревожит кризис россиян (80% опрошенных), казахов (79%) и армян (78%). При этом больше половины жителей нашей страны считают, что «жить трудно, но пока можно» – такой ответ дали 59% респондентов.
«Это взвешенная позиция, – считает директор ВЦИОМ. – Если люди находятся в такой позиции, то страна в более-менее нормальной форме. В России таких большинство».
На себе, на своем благосостоянии и быте влияние кризиса наиболее сильно ощущают украинцы – 64% опрошенных. Среди жителей России таковых 45%, а в Белоруссии – 31%.
Сравнение показателей (80% россиян кризисом обеспокоены, но только 45% почувствовали его на себе), по мнению Валерия Федорова, это говорит о том, что кризис не столько в экономике, сколько в головах.
«Для большой части кризис остался информационным феноменом, – утверждает он. – Они узнали о нем от вас (от журналистов)».
Упрекнув работников СМИ в чрезмерном раздувании страстей и нагнетании негатива, директор ВЦИОМ продолжил развивать эту мысль.
Социологи также задавали своим респондентам вопрос: «С какими проявлениями кризиса вы столкнулись?». Самым популярным ответом стал «рост цен на продукты и услуги». Этот симптом ощутили 86% украинцев, 81% россиян и 79% белорусов. Следующий по популярности признак ухудшения экономической ситуации – «снижение доходов» (45% – Белоруссия, 43% – Украина, 41% – Россия). Далее по списку «отказ от некоторых видов товаров» (Белоруссия – 37%, Украина – 28%, Россия – 23%) и «сокращение заработной платы» (Белоруссия – 20%, Россия – 2о%, Украина – 16%).
Директор ВЦИОМ обратил внимание на противоречивость некоторых показателей. Например, белорусы горят о снижении доходов, говорят о вынужденном отказе от покупки товаров, но, в то же время утверждают, что кризиса у них нет.
«Тут происходит смещение двух реальностей, – поясняет Валерий Федоров. – Одна формируется, когда человек ходит на работу, общается, видит, как живут знакомые и друзья. Это бытовое представление о кризисе, основанное на личной информации. Второе представление о кризисе, как о происходящем в стране, в мире, создается СМИ. Оно очень сильно зависит от того, какой тон берут средства массовой информации, как они трактуют явления. Если в Белоруссии установка, что «в мире все плохо, а у нас все в порядке», то кризиса там нет. Хотя когда задаешь конкретные вопросы – да, зарплата снизилась, не все себе позволить могут покупать и так далее. В России противоположная ситуация – у нас СМИ первыми затрубили «Кризис, кризис, кризис!». И сегодня люди волнуются, хотя реальных проявлений кризиса у нас меньше, чем в других странах СНГ».
Москва, Виталий Акимов
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».