AMP18+

Москва

/

Каждому чиновнику – по служебному «Мерседесу» Минфин задумал бюджетную реформу

Давать деньги госучреждениям под конкретные цели, а потом спрашивать результат, – таков главный принцип новой бюджетной политики, которую предлагает проводить министерство финансов России. Чем может закончиться такая реформа в одной из самых коррумпированных стран мира, сегодня рассуждали участники экспертного круглого стола.

Экономический клуб «Экспертиза кризиса» просуществовал чуть менее года. Теперь его переименовали. Новое название – «Экспертный экономический клуб РИА Новости». На последних заседаниях еще под старым названием, сами эксперты говорили, что расслабляться рано, вполне возможно еще ничего не закончилось ни в мировом, ни в отечественном масштабе. Но, видимо, такова уж сейчас тенденция – принято считать, что кризис уже завершился. Если не на деле, то на словах.

Сейчас принято говорить о других вещах – о модернизации и реформах. Одним из первых подхватил веяния моды Минфин. В соответствии с многочисленными президентскими посланиями и другими программными документами министерство разработало «Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». Ее основные положения экспертам и прессе представлял директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ Алексей Лавров.

Цель программы, сформулированная в пресс-релизе, растянута на целый абзац: «повышение эффективности», «оптимизация объемов», «усиление прозрачности» и так далее. В переводе с чиновничьего на русский это значит: «Сделать так, чтобы меньше воровали». Что же предлагает Минфин России стране, в которой «пилить бюджет» – самый высокодоходный, популярный, распространенный и вообще, главный вид бизнеса?

Нужно сделать бюджетную политику системной, сбалансированной и долгосрочной, поясняет Алексей Лавров. Кроме того, необходимо вернуться к консервативному планированию в том числе в части, касающейся нефте-газовых доходов.

Кроме того, по словам представителя Минфина, «надо более четко формулировать цели государства в целом». А определив цели, разрабатывать долгосрочные целевые программы. Именно они представляются как основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. При этом, непрограммных расходов бюджета быть не должно – целевые программы, по словам Лаврова, должны охватывать все направления деятельности правительства, все расходы бюджета.

«Выстроив систему долгосрочных целей государства, перейдем к следующему шагу – бюджетной политике», – объясняет он.

Новая идеология бюджетирования, по мысли минфиновцев, должна быть ориентирована на результат.

«Долгосрочные целевые программы должны состоять из более узких ведомственных программ. С конкретным результатом, за который можно спрашивать, который можно оценить и проанализировать – нужен ли он и, если нужен, можно ли достичь его другими средствами, менее затратными», – поясняет Алексей Лавров.

«Сам по себе переход к долгосрочным программам – этого недостаточно, – продолжает он. – Поэтому предложено дополнить эту ключевую инновацию. Государственные учреждения будут финансироваться через субсидии».

Попросту говоря, если раньше госучреждению просто давали деньги «на жизнь», то, по новой политике, будут давать на конкретные цели. Обязуешься достичь таких-то и таких-то результатов – вот тебе субсидия. Потом придем, проверим. Для этого, кстати, придется заодно реформировать систему финансового госконтроля – не привыкли они за результатами следить.

Мнение экспертов в целом сводится к фразе: «Задумали как лучше, но может получиться как всегда».

«Меняется принцип финансирования, – говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. – Что происходит сейчас? Фактически финансируется существование учреждения. Предлагается же субсидировать оказание услуг.

Будет выделяться финансирование на то, чтобы больницы, например, лечили и достигали определенных результатов. То же самое в образовании и так далее. Если финансируется достижение целей – это подразумевает большую свободу. Должны измениться стимулы. Это требует проведения серьезной административной реформы, чтобы на всех уровнях были стимулы повышать эффективность своей работы».

Если реформой будет заниматься только Минфин, – результата не будет, уверен эксперт. И решающее значение тут имеет искоренение коррупции.

Есть и другие сложности. Например, как определить цель для правоохранительных органов? Больше предотвращать преступлений или больше раскрывать? Как объективно оценить результаты работы научных учреждений?

Кроме того, по мнению Евсея Гурвича, необходимо повысить адресность социальных расходов бюджета. А это требует политически непопулярных мер. Но, после волны народного недовольства, связанной с «монетизацией», у нашего правительства пропала охота проводить такие меры.

«Ко всей этой программе нужно добавить большую дозу политической воли. Иначе ее не реализовать, она не будет работать», – уверен эксперт.

Научный руководитель «Высшей школы экономики» Евгений Ясин общие принципы новой программы похвалил. Но…

«Я не знаю ни одной целевой программы, чтобы там было достигнуто, то, что записано, – напоминает он историю последних десятилетий. – «Здоровье», «Доступное жилье» – обычно выборы проходят, и мы об этих программах забываем. Рациональный вопрос: «Как это будет решаться?». Сама по себе установка, что мы все переведем на бюджетное программирование – ничего из этого не выйдет. Сама по себе идея правильная, но нельзя перебирать через край».

«Нужны кадры, которые способны работать в новой среде, – считает президент центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. – Как без них внедрять эту программу – я не понимаю».

В стране, где уровень коррупции зашкаливает, предполагается свобода принятия решений, как распоряжаться финансами. В одном южном государстве была очень похожая ситуация.

«В Тайланде подобное произошло – все государственные органы первым делом закупили «Мерседесы». Это был первый результат перехода к работе на результат. Задача правильная, но за два – три года закидать шапками проблему невозможно. Скорее это приведет к противоположным результатам. Эту программу я бы приветствовал в другом формате – как инициативу по усилению внимания к другим реформам, без которых она не будет работать: реформе госуправления, местного самоуправления, искоренению коррупции», – говорит Дмитриев.

«У нас всегда так – упираемся в проблему «курица или яйцо». Комплексно все решать ресурсов не хватает и все заканчивается тем, что не делается ничего. Может, если Минфин начнет – это будет сигналом для других ведомств», – добавила оптимизма директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ Ксения Юдаева.

Москва, Виталий Акимов

© 2010, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Пермь, Челябинск, Поволжье, Урал, Центр России, Общество, Политика, Россия, Экономика,