Один белый, другой серый: русский бизнес готовится к штурму Украины На помощь спешат рейдеры со стажем
17 мая Киев должен посетить президент России Дмитрий Медведев. Накануне по требованию оппозиции правительству Украины пришлось публично отчитаться в Верховной Раде о том, какие договоры планируется подписать на встрече с главой российского государства.
Вице-премьер Андрей Клюев сообщил о соглашениях по оформлению границы, сотрудничеству в культуре и образовании, банковской сфере, создании спутниковой навигации. Однако такой ответ не удовлетворил оппозиционеров. Там утверждают, что к приезду Медведева готовятся новые тайные контракты наподобие соглашения по флоту, как это было в Харькове. Источник, близкий к российской делегации, подтвердил, что в Киеве предстоят негласные переговоры об интересе русского бизнеса на Украине. Крупные российские компании будут «заходить» на Украину через официальные договоренности президентов двух стран. А вот фирмы помельче могут воспользоваться услугами, которые уже предлагаются отдельными чиновниками в администрации главы украинского государства.
Замечено, что экспансия капитала начинается тогда, когда на прежнем месте ему становится по какой-либо причине неуютно: то ли потребительские запросы населения, воспитанные самим капиталом, поднимают цену рабсилы, то ли норма прибыли падает, то ли кредитные ставки растут, то ли законодательство становится нелояльным. И под давлением этих обстоятельств капитал начинает перетекать туда, где условия лучше – в точности как газ в сообщающихся емкостях, – пока не установятся некоторые среднее давление.
В 1867 году знаменитый английский физик Джеймс Максвелл (James Maxwell) решил опровергнуть второй принцип термодинамики. Для этого он поставил мысленный эксперимент: разделил сосуд с газом переборкой с одной дыркой и поставил у этой дырки некоего «демона». Работа демона Максвелла состояла в том, чтобы выпускать из одной половины сосуда в другую быстрые молекулы и закрывать отверстие перед носом медленных. Идеальный демон таким образом без затраты труда создавал очень высокие температуру и давление в одной половине сосуда и очень низкие –– в другой.
В сказке Стругацких «Понедельник начинается в субботу» такой персонаж трудился на обслуживании вечного двигателя. Однако были в истории и более реальные персонажи, выполнявшие практически ту же работу. Одним из таких «демонов Максвелла» стал Виктор Ющенко. Он, правда, имел дело не с молекулами, а с капиталами на российско-украинской границе, но сути дела это не меняло. С уходом оранжевой эпохи естественный порядок вещей восстановился, и российский капитал, выталкиваемый довольно жестким законодательством Родины, устремляется в соседнюю страну с весьма мягким инвестиционным климатом.
Здесь ради справедливости надо заметить, что были люди в русских селеньях, готовые перетечь на соседнюю территорию даже через «демона Ющенко». Первыми проблемы с законодательством на родине ощутили представители славной рейдерско-антирейдерской профессии.
В октябре 2009 года в России вступили в силу очередные поправки в так называемый антирейдерский закон. Нововведения подвергли существенным изменениям законодательство о хозяйственных обществах и регулировании рынка ценных бумаг, изменены Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также ряд иных законов. Более того, в отдельных случаях ситуации, которые возникли до вступления закона в силу, будут рассматриваться судами по новым правилам.
Как заявляли российские корпоративные юристы, у них появились нормы административного права, позволяющие рассчитывать на оперативное реагирование в ситуациях рейдерских атак.
По словам Марии Макарян, юрисконсульта управления корпоративной работы департамента налогов и права УК «Независимые директора», закон, наконец, устраняет «дыры» в законодательстве, которыми успешно пользуются инициаторы корпоративных войн.
«Важно, что теперь корпоративные споры концентрируются по месту нахождения эмитента, – говорит Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». – Опыт исключительной подсудности по спорам о недвижимости показал высочайшую эффективность в данном вопросе» .
Прежде дело могло рассматриваться как в гражданском суде, так и в арбитражном суде. Что интересно: оба суда могли вынести по одному делу два совершено разных решения. Поэтому самый любимый способ рейдеров давить на компании – это устраивать кучу судов по всей территории России. Произвольная подсудность приводит к тому, что рейдеры идут в тот суд, где у них больше шансов получить положительное решение. Теперь любителей использовать в качестве захватов и корпоративного шантажа обеспечительные меры ждет сюрприз. Закон ограничивает возможность введения обеспечительных мер по корпоративным спорам только арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Причем в рамках дела по рассмотрению такого спора, а не в отдельном производстве.
Помимо этого, дается понятие «корпоративного спора». Делается это для того, чтобы помешать маскировке корпоративных споров под другие споры и обеспечить их передачу только в систему арбитражных судов.
«Данный закон касается исключительно так называемых корпоративных споров – термин впервые закрепляется в федеральном законодательстве, – пояснила Ольга Кузуб, руководитель отдела Юридического бюро «Падва и Эпштейн». – К этой категории теперь будут отнесены споры, которые ранее не могли рассматриваться арбитражными судами, а рассматривались судами общей юрисдикции. Цель законодателя – объединить в одном деле и в одном суде все споры по смежным вопросам. Например, эмиссии акций, прав акционера, назначения директора акционерного общества и т.д., но в отношении одного юридического лица (хозяйственного общества, кооператива). В этом случае будет исключена практика вынесения неисполнимых или заведомо незаконных решений, принятия излишних или незаконных обеспечительных мер, которая связана со злоупотреблением своими правами одной из сторон спора (рейдером)».
Еще одним существенным новшеством закона является введение института коллективного иска. Как рассказал Дмитрий Черный – адвокат, партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», в АПК РФ введена новая отдельная категория дел – о защите прав и интересов группы лиц (фактически – коллективные иски). «Теперь акционеры, которые считают свои права и интересы нарушенными, могут объединяться в группы по пять и более человек с целью обращения в суд», – пояснил эксперт.
Кроме борьбы с рейдерскими захватами, нововведения также направлены на укрепление стабильности корпоративных отношений. По словам Эдуарда Олевинского, сбалансированы нормы об ответственности эмитента и регистратора. «За несоблюдение правил ведения реестра акционеров теперь ответственность распределяется поровну. Более того, регрессные требования о возмещении убытков могут быть предъявлены виновному в таких нарушениях».
Иными словами, в России с принятием «антирейдерского пакета» давление на рейдеров резко возросло, в то время как на Украине, напротив, законодательные нормы, которые можно было использовать для противостояния захвату, практически не применялись, а отношение к рейдерам смягчалось. Так, например, отмененный в России принцип произвольной подсудностина Украине, напротив, очень популярен и до сих пор широко применяется. Например, при захвате «Метрограда» в 2007 году рейдеры использовали решения судов из Полтавской и Днепропетровской областей, и напротив, решения киевских судов применялись как таран в других областях Украины. Растущий «перепад давлений» на рейдеров в России и на Украине усиливал стремление рейдерских бизнесов к перетеканию к соседям.
Расхождение между декларируемыми намерениями Верховной Рады принять свой антирейдеский пакет и реальным стремлением депутатов его не принимать легко объясним. Эксперты неоднократно подчеркивали, что в случае прихода к власти Юлии Тимошенко произошла бы резкая приватизация еще не приватизированной госсобственности и жесткое перераспределение собственности, уже приватизированной ранее. Многие источники указывали, что жесткое давление на суды и ряд попыток поставить туда своих людей , осуществлявшееся БЮТом, являлось подготовкой не только к выборам, но и к последующему захвату собственности. Так, объектом давления БЮТа стал малоизвестный киевский судья Бачун, который отменил приватизацию Одесского припортового завода, рассматривавшуюся окружением Тимошенко как источник «неучтёнки» для пополнения предвыборной кассы.
Кто бы мог осуществлять захваты? На Украине имеются как минимум две антирейдерские структуры. А, как известно, именно такие структуры рейдерством и промышляют. Естественно, эти структуры конкурируют. Обе компании абсолютно всеядны. К примеру, обе засветились в недавней корпоративной войне за «ГАЗЭКС-Украина», причем на стороне одного и того же участника. Одна из структур, Антирейдерский союз предпринимателей Украины, руководимый неким Андреем Семидидько. Вторая – Общественное объединение «Антирейдер». Говорят, что его опекает тоже Андрей, бывший депутат ВР от БЮТ Портнов, ныне перешедший в администрацию Януковича. Именно Портнов как-то со знанием дела заметил в интервью журналу «Профиль, что «рейдерством занимаются основные борцы с рейдерством».
Однако украинские (анти)рейдеры явно уступают своим российским коллегам по опыту и деловой хватке. Ведь практика захвата государственной и частной собственности имеет в России гораздо более давнюю историю, обширную географию и большие объемы. Поэтому идея воспользоваться услугами выдавленных из России джентльменов удачи лежала на поверхности. По данным источника из МВД Украины, схемы использования российских рейдеров начали разрабатываться юристами БЮТ еще летом прошлого года, когда стало ясно, что антирейдерский пакет будет принят Думой. Кстати, именно Портнов организовывал так называемый гринмейлинг судей (моральное давление) и пытался провести во время выборов ряд решений минуя суды первой инстанции.Очевидно, что это были не его личные инициативы: он был доверенным лицом Тимошенко. Именно он в период ее премьерства готовил скандальные договоры с «Газпромом» и принимал активное участие в экспроприации 11 млрд. куб. м. природного, газа, принадлежащих РосУкрЭнерго. (Суды по этому делу идут до сих пор и исковые требования к Украине очень велики). Другими словами, именно он, похоже, планировался на координатора «приватизаторской» части юридической практики БЮТ.
Об этом косвенно говорит и то, что в СМИ активно муссировалась тема участия Андрея Портнова, вернее, его компании «Корпоративные технологии», в рейдерстве. Андрея Портнова также связывают с компанией «Бондарчук, Кизин, Чибисов и партнеры». Когда-то эта фирма называлась «Портнов, Кизин и партнеры». Эту группу часто называют «кизино». Схемы, которые используются компанией, как утверждают некоторые СМИ, позволяют им захватывать предприятия. Сам Андрей Владимирович опровергает эту информацию.
С проигрышем Тимошенко, казалось бы, отпал вопрос захвата. Но схема осталась, а от хорошо сработанного продукта жалко отказываться! По всей видимости, именно этим объясняется то, что после выборов Портнов неожиданно заявил о переходе на работу в администрацию Виктора Януковича.
С переговорами президентов России и Украины как раз поднялся интерес российского бизнеса. Ясно, что будут два потока – это крупный «белый» бизнес, близкий к официозу, и все остальные. Серьезные компании войдут через официальные договоренности с новой властью, а вот кто помельче – полезет сам и нахрапом.
Им потребуются как раз те услуги, что готовились для Юлии Владимировны. Вот и не пропало добро... Возможно, именно этот резон – возможность заработать – послужил одним из аргументов для смены места работы Портнова. Во-первых, контроль над судами остается в той или иной мере. Во-вторых, Портнов теперь будет при должности, а «по вечерам может немножко зарабатывать», помогая «серому» российскому бизнесу пробиться на украинский рынок.
Москва, Игорь Паньков
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».