Зачем русские эмигрируют на Украину? «Комфортный Киев, нет кавказцев, гарные «дивчата», конкурентная среда»
По данным Всемирного банка, взаимная экономическая миграция населения России и Украины – самый активный канал мировой миграции после канала импорта рабочей силы из Мексики в США. При этом в докладе «Миграция и денежные переводы: статистика на 2011 год» утверждается, что трудовая миграция из России на Украину превышает обратный процесс.
Как констатируют аналитики ВБ, крупнейшим каналом миграции в мире в 2010 году остается направление Мексика-США. Второе по масштабу направление миграции – эмиграция из России в Украину, третье – из Украины в Россию: по сути, это единый процесс обмена Россией и Украиной гражданами друг с другом. На Россию приходится 5,6% притока мигрантов в мире, по этому показателю (по данным ВБ, в России проживает в 2010 году 12,2 миллионов мигрантов, или 8,6% населения) Россия – второй в мире импортер рабочей силы после США. Показатели Украины недалеки от мировых лидеров: число иммигрантов в Украине составляет 5,3 млн человек, причем главным поставщиком рабочей силы для Украины ВБ считает Россию.
То, что трудовая миграция из России в Украину превышает обратный процесс, хотя принято считать наоборот, экспертов не удивляет.
«Эта статистика объясняется многими факторами, – говорит политолог Евгений Минченко. – Начнем с того, что Киев – более компактный и комфортный для жизни город. По сравнению, например, с Москвой, там значительно меньше агрессии. При этом сохраняется высокий уровень толерантности к россиянам.
Среда по факту русскоязычная – может, даже больше, чем в Москве, поскольку мало кавказцев. Кроме того, на Украине пока еще сохраняется конкурентность в политике и бизнесе. Поэтому туда уезжает мидл-менеджмент – руководители проектов, консультанты, бизнесмены средней руки.
На Украине востребованность консалтинга (и бизнес, и политического) на порядок выше, чем в России. И пока сохраняется отношение к консультантам из России, как к большим профессионалам, чем местные.
Мода на американских политтехнологов прошла, а наши специалисты пользуются спросом. Плюс на Украине, достаточно легко открыть собственный бизнес. Правда, сейчас есть страхи в связи с налоговыми новациями премьера Азарова. Возможно, новый украинский налоговый кодекс ситуацию изменит в обратную сторону».
Ну и нельзя скидывать со счетов украинских девушек, добавляет Минченко.
«Наши западные соседи славятся «гарными «дивчатами». Среди моих знакомых – огромное количество смешанных браков. Навскидку, могу назвать несколько друзей, которые женились на киевлянках».
А вот известный политик Алексей Митрофанов с данными Всемирного банка не согласен. Он уверен, что ВБ просто применяет примитивную методику подсчета.
«Это вопрос методики: как считать, – утверждает Митрофанов. – Допустим, человек приехал три года назад из Украины работать в Россию. Поработал и в этом году вернулся обратно на Родину. А по статистике он причисляется к миграции из России в Украину.
Люди приезжают сюда на годы, но в итоге возвращаются на Украину. Это, кстати, особенность украинцев, они молодцы. Русские когда уезжают из деревни, они пытаются ее забыть. Украинцы, как и кавказцы, татары, возвращаются на свою малую родину, любят ее, часто строят там дома. Их цель – тут подзаработать, а там построить модный дом, с бассейном. В России этого нет – уехал из деревни и забыл ее как страшный сон. Эти люди и попадают в такую статистику. Заработал человек в Москве денег и уехал в свой Ивано-Франковск».
Митрофанов признает, что определенное время на Украину мигрировали политологи, политтехнологи, которые занимались выборами и так далее.
«Это немалое количество, только кажется, что это пять человек. Ну и менеджмент. Но он ехал не потому, что там условия лучше, а потому что их посылали в командировку на Украину. Но таких людей, которые рванули на Украину делать бизнес, потому что там лучше, их очень мало», – уверен политик.
«Или это люди, имеющие украинские корни – это другое дело. Допустим, человек покрутился в Москве, каким-то бизнесом занимался, подзаработал и прыг обратно в родной Харьков или Одессу. Но так, чтобы человек из Москвы взял и поехал на Украину заниматься бизнесом…», – удивляется Алексей Митрофанов.
Его скепсис основан на том, что бизнес на Украине это очень тяжелая тема.
«Потому что это люди, с которыми вечером можно договориться, а утром все будет по-другому. Слово не значит ничего. Это особенность украинской культуры и политической и экономической. В разных странах живут разные люди. Для нас это непонятно, у нас московский или там питерский взгляд, для нас главное цель – делать бизнес. А для них, может быть, процесс важнее чем цель. Для людей может важно собираться, пить горилку, общаться, типа бизнес идет. А утром они забывают все, о чем вечером договорились и делают все по-другому, им просто процесс этот нравится. У них там кумовство, родственные связи имеют большое значение. Кто не из этого мира, тот не поймет, тяжело будет работать», – делится опытом Митрофанов.
Москва, Виталий Акимов, Арина Морокова
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».