Уральский философ Евгений Ланкин: «Нефтеденьги ушли в цемент бессмысленных памятников уходящему режиму» Новогодний спецпроект «Нулевые»
По просьбе редакции «НР» известные блогеры, политологи, политики выступили в новом для себя качестве – авторов учебника по современной истории. Каждый эксперт написал статью на тему «Итоги «нулевых» в России». Вот что из этого вышло.
Самобытный уральский философ, политтехнолог Евгений Ланкин (Екатеринбург):
ВРЕМЯ РУХНУВШИХ НАДЕЖД
Многие назовут «нулевые» временем потерянных возможностей. И будут, несомненно, правы. Нефтегазовые сверхдоходы, буквально с неба посыпавшиеся на нашу страну, создали мощную экономическую базу для развития экономики, для воплощения в жизнь долговременных программ образования, для вложений в науку и технологии. К сожалению, ничему из вышеперечисленного так и не суждено было сбыться. Деньги ушли в песок, вернее, в цемент помпезных и бессмысленных памятников уходящему режиму.
Другие заходят окрестить период 2000-2010 годов временем разрушенных надежд. И тоже не погрешат против истины. Второй президент России долгое время оставался в глазах общественности фигурой, способной прекратить «вакханалию» 90-х. Недаром он взошел на политический Олимп благодаря лозунгу «Безопасность и стабильность». Но очень скоро стало понятно, что за этой риторикой скрывается лишь реваншистская политика советского партаппарата. Точнее наиболее правого его крыла – так называемых «силовиков». И что показательно и закономерно, именно этот период обозначился ростом социальной нестабильности в обществе, волной громких террористических актов и, по сути, экспортом локальной кавказской войны на улицы центральных российских городов.
Можно еще долго подбирать эпитеты, но по большому счету все это лишь следствия основной проблемы «нулевых» – глобального кризиса управления. Сложности на этом поприще начались, конечно же, не в 2000-м. Они присутствовали в нашей стране очень давно. Огромная территория и постоянная попытка сосредоточить жизнь государства вокруг всего лишь одного центра принятия решений служили мощным барьером на пути установления эффективных управленческих рычагов.
Во время существования Советского Союза своеобразным цементом, удерживающим страну от административного развала, была идеология и тотальная милитаризация общества. Но система начала давать сбой уже в начале 80-х годов. Общий развал стал явью в ходе официального распада СССР. В какой-то момент власть приняла одно из немногих разумных решений. Борис Ельцин заявил – берите суверенитета, кто сколько сможет. Смещение центров принятия решений в регионы могло в последствии дать неплохой результат. Но, к сожалению, история не терпит сослагательного наклонения.
Процесс еще на самой начальной стадии прервал уже второй президент России. Идея «вертикали власти», безусловно, казалась Путину разумной. Мнилось, что одного желания и усилий силового блока достаточно, что выстроить четкую и эффективную административную иерархию. Путин был и оставался работником силового ведомства и, скорее всего, просто не видел иных возможностей и явных угроз.
Есть такая наука кибернетика, которая занимается исследованием управления сложными системами. Такими, к примеру, как государство. И одним из первых следствий основных кибернетических законов является постулат о том, что при передачи сигнала в системе высокой длины с избыточным количеством узловых точек, сам сигнал искажается, а на выходе мы имеем бессмысленный шум. Вот именно это и произошло с системой администрирования страны.
Именно в «нулевые» был создан абсолютно забюрократизированный способ управления государством, с огромным количеством дублирующих органов. В результате по мере усиления централизации и увеличения роли федерального центра в геометрической прогрессии росла беспомощность власти в решении самых простых и насущных проблем.
Естественной реакцией общества стала социальная апатия и безответственность с одной стороны и рост протестных настроений с другой. Судорожные попытки высших государственных иерархов лично решать отдельные проблемы только усиливали неразбериху. Страна все больше напоминала Веймарскую республику. Чем это закончилось в Германии, мы отлично знаем.
Каким будет поколение выросшее и воспитанное в подобных условиях сказать сегодня сложно. Но одно можно утверждать с уверенностью – именно им придется разбирать те руины, которые оставили отцы. И возможно этим молодым, удастся, наконец, выйти из замкнутого управленческого круга и построить новую страну на новых принципах.
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».