AMP18+

Москва

/

Политтехнолог Станислав Белковский: «Путин и пустота» Новогодний спецпроект «Нулевые»

По просьбе редакции «НР» известные блогеры, политологи, политики выступили в новом для себя качестве – авторов учебника по современной истории. Каждый эксперт написал статью на тему «Итоги «нулевых» в России». Вот что из этого вышло.

Политтехнолог, писатель Станислав Белковский:

ПУТИН СТАЛ ВОПЛОЩЕНИЕМ УПАДКА

Нулевые – это период цивилизационного упадка России. Он характеризуется двумя основными показателями. Первый – усталость России от имперского бремени, имперских функций и медленный распад всех имперских структур, начиная от армии и заканчивая образованием и доминирующей церковью, обнуление идеологии во всех проявлениях. Вторая черта – отказ элит от обязанности генерировать позитивные образцы поведения для широких народных масс. В результате эти массы оказываются дезориентированными, а элиты безответственными. Это, пожалуй, основной итог десятилетия.

Принято говорить об этом десятилетии, как о периоде упущенных экономических возможностей, но в состоянии цивилизационного упадка они и не могли быть реализованы. Он всегда характеризуется тотальным паразитизмом и никогда еще в истории человечества цивилизация, находящаяся в состоянии упадка не могла заниматься эффективным созиданием и не могла конвертировать благоприятную экономическую конъюнктуру в построение какого-то нового экономического уклада или нового типа общества. В этом смысле время, потерянное в экономике, в инфраструктуре, в социальной сфере, явление закономерное.

Символом десятилетия, его центральной фигурой, безусловно, был Владимир Путин. Его роль неоднозначна. С одной стороны он воплощал этот упадок, не мог и не хотел делать ничего, чтобы переломить тенденцию. С другой стороны, само присутствие Путина в этой системе, его методология и психология, замедляли упадок. При Медведеве, на мой взгляд, упадок проявляется значительно быстрее. За два с половиной года уважения к стране и власти в России стало неизмеримо меньше, чем при Путине. Это следствие, в том числе того, что медлительность и инерционность, присущие Путину, в условиях упадка играли, в том числе, положительную роль – замедляли процесс распада.

Символично, что эти годы называются НУЛЕВЫМИ, потому что по их окончании доминирует ощущение пустоты. Пустоты и опустошенности.

ВЕХИ

Многие события этого десятилетия казались ключевыми в тот момент, когда они происходили. Сейчас, оглядываясь назад, я никакой важности в них не вижу, не вижу ни одного события, которое сломало бы инерцию цивилизационного упадка и изменило бы ход истории. Историческим событием, в смысле российской истории, нельзя даже считать экономический кризис – он был глобальным, а не чисто российским, и он просто показал, что российская экономика крайне хрупка и зависима от энергоносителей, но это не было открытием. Все это было очевидно и заранее предсказано всеми объективными экспертами. Ничего принципиально в судьбе России этот кризис не изменил – ее экономическая модель осталась прежней, политическая тоже.

Все события, которые определили и сформировали историю нулевых годов, произошли еще в девяностые годы. Основных из них три. Расстрел парламента в 1993-м году, который показал, что в России невозможно построение демократии евро-атлантического образца. Манипулятивное переизбрание Ельцина президентом в 1996 году, когда фактически власть перешла в руки крупных капиталистов и больших денег. Ну и Вторая Чеченская война и транзит власти в 1999-2000 годах, когда, непосредственный представитель больших денег Владимир Путин стал президентом.

Никаких событий, сравнимых с этими, в нулевые просто не было.

УЖАСНОЕ НУЛЕВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Молодые поколения воспитываются на образцах и примерах, которые созданы предшествующими поколениями. Соответственно, поколение нулевых воспитано на моральном кодексе отцов, который предполагает всевластие денег и отказ от традиционных форм морали и нравственности.

Таким и будет поколение нулевых. Оно сформировалось в то время, когда образование само по себе перестало представлять ценность, когда институты, создававшиеся в России со времен Петра I, оказались на грани краха. Это люди, ориентированные на ценности потребительского общества. С коллективными сущностями, такими как нация, государство, народ, они ассоциируют себя в минимальной степени. Есть, конечно, исключения, но доминирует именно эта тенденция.

Поколение нулевых – это закономерные дети отпрысков поколения девяностых. И никакими президентскими речами эту ситуацию не изменишь. Только смена элит и моральных образцов в элитах способна как-то изменить ситуацию.

УРЮПИНСК ВЗБУНТУЕСЯ ПРОТИВ МОСКВЫ

В начале десятилетия надежд было много. Сейчас они рухнули и оптимистических прогнозов строить не приходится. Нет ни одной группы или части российского народа, которая всерьез с оптимизмом бы смотрела в завтрашний день. Пропагандистские выступления на съездах «Единой России» тут, разумеется, не в счет.

В следующем десятилетии будет продолжаться разложение всех структур, унаследованных от Советского Союза, деградация всех сторон жизни в России, постепенный распад управленческого механизма в целом. Россия не распадется как СССР на отдельные государства, но неизбежная деградация самой машины управления приведет к тому, что, условно говоря, Урюпинск перестанет подчиняться Москве. То есть он будет подчиняться ей формально, но сам алгоритм управления Урюпинском будет похож на систему власти, которая существовала до недавнего времени в станице Кущевская. Страна будет состоять из миллионов таких Кущевских.

Формально авторитет центральной власти сохранится, но фактически он будет очень небольшим. Чтобы переломить стойкую тенденцию упадка и снова вывести Россию на дорогу созидания и роста, нужны качественно новые люди, качественно новые элиты, а главное – мощный впрыск внешних энергий. Их у России сегодня нет. А вытащить самого себя из болота никому кроме барона Мюнхгаузена пока не удавалось.

Случится ли это – зависит от того, какая историческая судьба уготована России. Если суждено сохраниться, а не погибнуть – смена элит произойдет, хотя пока непонятно каким образом. В истории часто бывают моменты, когда новые элиты выходят ниоткуда, как это было в России, например, после 1917 года, в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. То же самое может произойти и на новом этапе российской истории. Произойдет или нет – неизвестно. Если Россия должна погибнуть – смена элит не произойдет.

Россия – страна, которая исторически контролирует евразийский хартленд (геополитический термин, переводится как «срединная, сердцевинная земля» – прим. «НР») и тем самым выступает буфером между Европой и Азией. На мой взгляд, именно в этом важнейшая историческая миссия России. Если этому буферу суждено сохраниться – значит что-то произойдет. Придут какие-то новые люди и заберут власть. После чего начнется процесс восстановления управляемости, точно так же как это было при большевиках и при Ельцине после распада СССР.

© 2010, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Спецпроекты,