Национализм – мощная и опасная сила Но для постановки целей будущего не годится
Рост националистических настроений в России связан с ощущением ее жителей, что страна идет не туда. Об этом заявил директор Левада-Центра Лев Гудков. Недавно специалисты этой социологической организации зафиксировали в своих исследованиях рекордный процент респондентов, поддерживающих лозунг «Россия для русских».
Националистические настроения в стране достигли исторического максимума, считают социологи. Согласно опросам «Левада-центра», сейчас так или иначе поддерживают лозунг «Россия для русских» 58% населения страны. Подобный результат был единственный раз зафиксирован десять лет назад.
«Эта идея перешла из арсенала более радикально настроенных и нетерпимых групп в более умеренные, осторожные слои – и соответственно, риторика несколько смягчилась. Насколько я помню цифры, ««Россия для русских» в разумных пределах» – это более образованные люди», – пояснил директор «Левада-центра» Лев Гудков в интервью сайту «Свободная пресса».
Подобные настроения всегда были достаточно популярны, но сейчас ситуация вновь напоминает рекордный 2001 год. Тогда были причины – посткризисное время, путинская пропаганда «сильной руки», война в Чечне.
«Сейчас таких оснований нет, но идёт новый подъём ощущений среди населения, что у России есть враги – по этому вопросу пик был в 2003-2004 годах, тогда доходило до 77%, в относительно благополучные 2006-2007 годах это настроение снизилось, а сейчас опять поднимается – где-то 72%. Это очень высокий уровень.
Это ощущение изоляционизма, враждебности – оно, вообще говоря, связано с чувством несостоятельности, с неправильностью развития собственной страны. Периодически, когда россияне теряют представление о будущем, то в качестве компенсации, уравновешивающего представления растёт враждебность к внешнему миру и ощущение, что у страны есть и внутренние враги», – говорит Гудков.
Устойчивое, агрессивное ядро ксенофобной части населения составляет 12-15%. Они носители и распространители вируса националистических настроений.
«Сами по себе националистические, расистские, шовинистические настроения – относительно пассивны, если не брать в расчёт то самое радикальное ядро.
Протест начинается в том случае, когда национализм соединяется с социальным протестом и недовольством. И тогда процесс приобретает взрывной характер – антивластный, антирежимный, и становится очень заметной силой.
Русский национализм по своему характеру, в отличие от национализмов Прибалтики, Грузии и так далее очень консервативен, направлен на защиту сложившегося положения, или компенсаторный по своему характеру: за счёт антипатии, ненависти к другим происходит самоутверждение, особенно ущемлённых групп. Это изживание комплексов неполноценности», – поясняет социолог.
Особенность российского национализма в том, что он не может соединиться с идеями свободы и демократии, как это происходит в западных странах, и превратиться в «национал-демократию».
«В таком случае проявляются и позитивные идеалы, и чувство гордости, и прочие положительные элементы, – говорит Лев Гудков. – У нас оснований для национального самоутверждения за последние 20 лет не было. Поэтому национализму остаётся возвращаться в своей риторике к более ранним периодам – к войне, к сталинизму, к Советскому Союзу. Для постановки целей будущего национализм не годится.
Но в сочетании с настроениями социального протеста, недовольства, антирежимными мотивами он становится мощной и опасной силой. Но пока это не очень ярко выражено. Характерно, что такие протесты проявляются в крупных городах, в первую очередь в Москве. Здесь острее реагировали на последние изменения ситуации – рост инфляции, коррупция, ослабление легитимности режима».
Кремль, по версии социолога, пытается использовать и контролировать националистические настроения россиян. Для чего и создает «ручные» партии типа ЛДПР и «Родины».
«И партия Жириновского, и партия Рогозина – это кремлёвские проекты, – утверждает директор «Левада-цента». – Функция псевдооппозиционных партий в том, чтобы абсорбировать социальное недовольство в русле, приемлемом для Кремля. Это не свободное волеизъявление избирателей и не механизм их представления в Думе – это механизм нейтрализации социального протеста».
По его мнению, в ближайшее время могут возникнуть новые подобные псевдопартии. В то же время, Кремль боится потерять над ними контроль.
«Манеж показывает именно то, что патриотизм, национализм, которые так долго навязывала государственная пропаганда, в конце концов заражают общество, и протестные выступления становятся неконтролируемыми», – резюмировал социолог.
Москва, Матвей Свичеревский
© 2011, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».