Лидера ФНПР обвинили в попытке срыва переговоров о внесении поправок в Трудовой кодекс Комментарии экспертов
Представители Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) пытаются сорвать наметившийся переговорный процесс представителей бизнес-сообщества с защитниками интересов работников относительно внесения поправок в Трудовой кодекс (ТК).
Такой вывод, как передает «НР», сделали участники состоявшейся 27 июля пресс-конференции лидера ФНПР Михаила Шмакова.
Главный профлидер страны возмутился фактом подписания соглашения о сотрудничестве между отдельными профсоюзными организациями и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Соглашение подразумевает работу над реформированием трудового законодательства.
«Данным соглашением и последовавшими затем комментариями его подписантов общественность России вводится в заблуждение. Организации, руководители которых подписали упомянутое соглашение, объединяют менее 1% членов профсоюзов и не могут выступать от имени всего профсоюзного движения», – говорится в совместном заявлении ФНПР и Конфедерации труда России.
Примечательно, что и аналитики рынка, и независимые от ФНПР профсоюзные лидеры убеждены: за столь резкими заявлениями г-на Шмакова стоит ни что иное, как желание в очередной раз набрать «политические очки» и фактически свести на нет конструктивную дискуссию о том, каким образом следует изменить отечественное трудовое законодательство.
«К моему великому сожалению, я как руководитель профсоюза могу с полной ответственностью заявить, что реального профсоюзного движения в России нет, – заявил председатель Центрального совета межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. – Шмакову досталась собственность советских профсоюзов, поэтому надувать щеки он может сколько угодно – у него есть деньги. При этом Шмаков не может практически никого вывести на улицу, и что самое главное, не может никого с улицы увести».
По его словам, «лидеры ФНПР, ратующие за защиту прав работников, на поверку едва ли могут оказать действенную поддержку трудящимся».
«У нас трудовое законодательство такое гадское, что защитить человека труда в суде практически невозможно. Трудовой кодекс действительно необходимо менять и в предложениях РСПП есть много рационального», – отметил Котов. Более того, по мнению профсоюзных лидеров, нацеленных на конструктивное сотрудничество, существование реально сильных профсоюзов в стране в итоге окажется выгодным и государству, и предпринимателям. «Реально работающий профсоюз на самом деле может очень много дать работодателю. И РСПП, которые работают над поправками в ТК, на самом деле сейчас набирают обороты, потому что сотрудничают с правительством», – констатировал Котов.
В этой связи не исключено, что громкими заявлениями лидер ФНПР пытается «застолбить» свое монопольное право на профсоюзное движение в стране.
«Естественно, общественный вес профсоюзных объединений разный. Каждый профсоюз защищает работников, которые в него входят, но, естественно, позиции профсоюза, представляющего полтора миллиона и 300 работников, на переговорах будут разные. И это надо понимать», – заявил Михаил Шмаков.
Данное заявление выглядит странно, если учитывать что в российском законодательстве прописано равенство всех профсоюзных объединений. Более того, на важность этой законодательной нормы в одном из своих последних заявлений обращал внимание Дмитрий Медведев. Но, похоже, что лидер ФНПР общественную дискуссию о необходимости изменений в ТК воспринимает скорее как «военные действия», где, как известно все средства хороши.
«Практика показывает, что общественные лидеры такого рода не готовы к конструктивному диалогу по определению, потому что аргументы, которые они готовы использовать, чаще всего, несколько уже с душком», – говорит вице-президент «ОПОРы России» Владислав Корочкин.
Действительно, в распространенном лидером ФНПР заявлении нет ни одной конкретной претензии или конструктивной критики подписанного между РСПП и другими профсоюзными лидерами соглашения.
«Даже имея в руках первоисточник, пытаются комментировать не суть заявления, а собственное представление о том, что якобы подразумевали подписанты», – негодует генеральный секретарь Союза профсоюзов России Евгений Куликов.
Стоит отметить, что подписанное соглашение и правда представляет собой скорее «протокол о намерениях» сотрудничать в выработке единой позиции по назревшим изменения в трудовое законодательство, никаких конкретных поправок, которые будут вноситься в соглашении, естественно, не предусмотрено.
«Данное заявление (Михаила Шмакова – ред.) носит чрезмерно эмоциональный характер. Но мне представляется, что предвыборный период не должен влиять на конструктивный социальный диалог между всеми сторонами социального партнерства», – отмечает директор Высшей школы юриспруденции Дмитрий Кузнецов.
«Шмаков просто позиционирует себя в качестве защитника интересов трудящихся, набирая себе электоральный вес. Думаю, что это такой политический ход перед выборами. Впоследствии он сможет к кому-нибудь присоединиться и у него уже будет готовый электорат», – соглашается президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков.
А вот до реальных проблем трудового законодательства г-ну Шмакову, похоже, дела нет. При том, что работа над изменениями в Трудовой кодекс предстоит весьма серьезна, и найти компромисс, и соблюсти интересы и работников, и работодателей может оказаться не так-то просто.
«Объективно ТК нуждается в реформировании в интересах обеих сторон: и работников, и работодателей. И нельзя нарушать баланс интересов, – уверен Дмитрий Кузнецов. – При этом не стоит игнорировать сложившиеся рыночные реалии, такие как дистанционный труд, заемный труд. Необходимо создавать правовую базу для того, чтобы эффективно управлять социальными процессами».
Одна из ключевых проблем, которая почему-то не интересует «главного» защитника работников Михаила Шмакова, заключается в том, что представлять интересы работников в наметившимся переговорном процессе, по сути некому.
«Я думаю, что одной из проблем при обсуждении ТК является то, что профсоюзы не представляют большинства работающих. Поэтому итоговый документ наверняка будет воспринят обществом негативно и это скажется на его жизнеспособности и желании участников рынка труда его соблюдать», – считает президент компании HeadHunter Юрий Вировец. По его словам, хорошим выходом в этой ситуации могло бы стать привлечение общественности к обсуждению будущего документа.
«Уже есть похожий опыт обсуждения законов о полиции и образовании, и при всех издержках – это несомненный шаг вперед по сравнению с «внутрикорпоративным» обсуждением и принятием законопроектов. Нечто подобное необходимо сделать и с обсуждением поправок в ТК», – констатирует Вировец.
Грустная ирония заключается в том, что в итоге об интересах работников заботятся вовсе не те, кому казалось бы это «по штату положено».
Шмаков «забыл» о главном – озвучить собственные предложения по реформированию трудового законодательства.
Не исключено, что подобная забывчивость объясняется просто: на самом деле, текст ныне действующего ТК, это немного перефразированный старый КЗОТ, который может устраивать только ФНПР. Ведь в 2002 году, когда в старый советский КЗОТ вносился пакет поправок – они оказались компромиссным вариантом, устроившим, прежде всего ФНПР».
«В статье 1-й ТКРФ указано, что целью трудового законодательства является как защита прав и интересов работников, так и защита прав и интересов работодателей. Одна из основных задач трудового законодательства – создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений», – напомнил Дмитрий Кузнецов.
Но профсоюзным лидерам, занятым подсчетами своей процентной доли, похоже, нет дела до сложных юридических формулировок.
Москва, Арина Морокова
© 2011, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».