Между Болгарией и «Лукойлом» разгорается судебная война Российскую компанию заподозрили в злоупотреблении монопольным положением
Таможенная служба Болгарии направила в суд встречный иск с требованием лишить лицензий нефтезавод «Лукойла» в Бургасе. Как пояснил глава ведомства Ваньо Танов, ранее административный суд принял неправильное решение, мотивируя тем, что «Лукойл Болгария» доказал вид и размер возможного урона как стране, так и предприятию, в случае лишения лицензии.
По мнению Танова, которого цитирует «Русская газета в Болгарии» суд проигнорировал факт, что у предприятия было достаточно времени для установки приборов учета, отсутствие которых стало причиной отзыва лицензии.
Сегодня стало известно о заявлении против «Лукойла Болгария», поданном министром экономики и энергетики Болгарии Трайчо Трайковым в Комиссию по защите конкуренции. В документе говорится о необходимости получения от Комиссии специального постановления о том, имеется ли на болгарском энергетическом рынке монополист в лице «Лукойл Болгария».
В интервью Болгарскому телевидению Трайков пояснил, что решение привлечь к конфликту антимонопольную комиссию он принял после решения суда, в котором говорится, что если у «Лукойла» отнять лицензию, остановятся поставки авиакеросина в болгарские аэропорты. Как заявил Трайков, данное утверждение практически означает, что на энергетическом рынке Болгарии имеется монополист, который злоупотребляет своим положением.
Примечательно, что против «Лукойла» в Болгарии может сыграть его деятельность в России. Как сообщил накануне заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, «Лукойл» признал факт установления монопольно высокой цены на топливо в РФ и намерен устранить нарушения. «Сегодня пришло письменное обращение в ФАС по этому вопросу, где есть стремление компании по устранению нарушения и его последствий и по признанию, скажем, факта установления монопольно высокой цены», – сказал Голомолзин.
Как отмечает Reuters, антимонопольный регулятор Болгарии уже начал расследование в отношении болгарского трейдингового подразделения «Лукойла», которое подозревается в злоупотреблении доминирующей позицией на рынке и, возможно, в картельном сговоре.
Комитет по охране конкуренции проанализировал динамику изменения цен на топливо и установил тенденции в колебании оптовых цен, которые могут быть результатом сговора, говорится в сообщении регулятора.
«Были проанализированы контрактные отношения LUKOIL Bulgaria с партнерами и оптовыми продавцами, и есть подозрение, что некоторые условия контрактов могут привести к закрытию рынка», – говорится в сообщении, которое цитирует агентство.
Комментируя ситуацию вокруг «Лукойла», обозреватель по энергетике болгарского бизнес-портала LiveBiz Николай Марченко, которого цитирует energyland.info, отмечает, что правительство Болгарии в конкретной ситуации с «Лукойлом» действовало недостаточно уверенно. Причина: дружеские отношения между гендиректором «Лукойла» в Болгарии Валентином Златевым и премьер-министром Бойко Борисовым.
«Компании дали больше времени, чем другим игрокам на рынке, что является дискриминационной политикой по отношению к остальным инвесторам. Почему крупнейшие европейские компании, такие как OMV, Shell, Rompetrol и другие подчинились, а «Лукойл» требует привилегированного отношения?», – отмечает эксперт.
Он напоминает, что ранее, в апреле, «Лукойл» даже отказался давать объяснения по ценообразованию министру экономики, энергетики и туризма страны Трайчо Трайкову.
«Более того, компания позволяла себе проявить полное неуважение к статусу министра, отправляя в СМИ заявления «министр экономики пускай учится считать». Тогда заместитель Златева на заседании профильной комиссии в парламенте вместо того, чтоб отвечать на вопросы, позволял себе «поучать» депутатов суверенного государства ЕС в присутствии послов третьих стран тому, как надо обращаться с инвесторами «лукойловского уровня»! И Златев до последнего не верил, что у «Лукойла» посмеют отнять лицензию. Сейчас «спасло» «Лукойл» то, что суду пришлось учесть последствия для государства: госкомпании Болгарские железные дороги, Софийский аэропорт и городской автотранспорт не могут без топлива, и, кроме того, являются должниками «Лукойла». Опять же, контрактовались все отношения госпредприятий с «Лукойлом» предыдущим правительством Сергея Станишева, открытого сторонника российских интересов в Болгарии», – констатирует Николай Марченко.
По его оценке, развитие ситуации будет зависеть от того, сколько продлится судебное дело между таможней и «Лукойлом». До тех пор компания может попробовать установить минимальное количество датчиков учета топлива в НПЗ или из принципа «пережидать» решения суда и нарушать закон.
«В данном случае правосудие нанесло удар авторитету болгарского правительства, которое осмелилось в лице вице-премьера и министра финансов Симеона Дянкова наказать пускай и крупного, но слишком привилегированного налогоплательщика. Казалось бы, предстоит окончательная победа «Лукойла», но в войне победивших нет – нефтяная компания больше не позволит себе нарушать закон, не задумавшись о последствиях», – считает эксперт.
Как сообщал «Новый Регион», острый конфликт между болгарскими властями и «Лукойлом» разгорелся в середине июля, когда правительство страны предупредило российскую компанию о возможном лишении лицензии из-за того, что нефтезавод в Бургасе не установил необходимые приборы учета, которые позволяют в онлайн-режиме отслеживать налоговым и таможенным органам количество произведенного и проданного топлива. После этих угроз «Лукойл Болгария» в одностороннем порядке повысил оптовые цены на автомобильное топливо. Как утверждали болгарские СМИ, стоимость популярных марок бензина на автозаправках за один день выросла до рекордной.
Решение о лишении лицензии было вручено «Лукойлу» 26 июля и вступило в силу на следующий день. Крайняя мера принята из-за несоблюдения компанией «Лукойл» требований закона по установке измерительных приборов на всех предприятиях производящих и продающих топливо. Как заявляют официальные лица Болгарии, у «Лукойла» было в распоряжении более года, чтобы выполнить требования закона.
В последних числах июля «Лукойл» опротестовал решение о лишении лицензии. Административный суд Софии приостановил отзыв лицензии у завода в Бургасе, и уже 1 августа «Лукойл» намеревался возобновить отгрузку нефтепродуктов с хранилищ НПЗ, а до конца недели вновь запустить НПЗ на полную мощность.
НПЗ «Нефтохим» – крупнейший на Балканах и единственный в Болгарии, его мощность составляет 142 тысячи баррелей в день. Половина продукции завода реализуется на местном рынке, оставшаяся часть идет на экспорт, главным образом в соседние страны, США и Азию.
Ссылки по теме:
София указала «Лукойлу» на дверь /// Болгария решила проверить, сможет ли прожить без единственного нефтезавода >>>
Остановка НПЗ в Бургасе будет стоить «Лукойлу» имиджа и $500-700 тысяч в сутки /// Проблемы российской компании в Болгарии связаны с политикой, считает аналитик >>>
СМИ: Алекперов взбешен закрытием болгарского завода «Лукойла» >>>
«Лукойл» не договорился о возобновлении работы болгарского НПЗ >>>
Бургасский НПЗ «Лукойла» лишили лицензии накануне планового ремонта ///Это «спектакль» нефтяников и правительства Болгарии с последующим повышением цен на топливо >>>
Болгария нанесла удар по России через «Лукойл» /// Крупнейший на Балканах нефтезавод российской нефтяной компании лишен лицензии >>>
София – Москва, Андрей Романов
© 2011, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».