AMP18+

Москва

/

Ашхабад выходит из-под влияния Москвы Туркменистан выбрал европейский вектор в газовой сфере

Туркменистан выразил недоумение по поводу заявлений СМИ и официальных лиц России относительно планов Ашхабада расширить сотрудничество с ЕС в рамках проекта строительства Транскаспийского газопровода. Как говорится в официальном заявлении туркменского МИДа, российская сторона «неадекватно» реагирует на цивилизованный процесс сотрудничества между суверенными и равноправными субъектами энергетического рынка.

В заявлении подчеркивается, что определяющим принципом современной глобальной энергетической политики является диверсификация, а глобальная экономика, несмотря на сложившуюся финансово-экономическую ситуацию, будет нуждаться во все больших объемах энергетического сырья, прежде всего, углеводородов, остающихся в обозримой перспективе основным «топливом» мировой индустрии.

«В этих условиях вполне обоснованным является стремление крупных производителей углеводородного сырья, в том числе и Туркменистана, к наращиванию своего экспортного потенциала, созданию разветвленной, современной и эффективно работающей инфраструктуры транзита и доставки энергоносителей потребителю», – отмечается в заявлении.

При этом, как отмечает туркменский МИД, диверсификация инфраструктуры энергопоставок или, иными словами, реализация альтернативных маршрутов сегодня больше, чем просто выгодный коммерческий проект.

«В нынешних условиях именно диверсификация энергетических потоков, включение в географию маршрутов новых стран и регионов способна придать необходимую устойчивость глобальной экономике, обезопасить ее от перекосов и деформаций, обеспечить, на основе здоровой конкуренции, баланс интересов всех участников на международном энергетическом рынке. Очевидно, что время монополий в этом сегменте мировой экономики уходит в прошлое», – отмечает туркменское внешнеполитическое ведомство.

При этом обращается внимание, что сегодня Туркменистан активно развивает свою экспортоориентированную трубопроводную инфраструктуру. Помимо существующих маршрутов в северном направлении (Россия), южном (Иран), в конце 2009 года была введена в строй стратегическая газовая магистраль Туркменистан – Китай. В стадии активной подготовительной работы находится проект трубопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ). В последнее время значительно активизировался процесс предметного обсуждения строительства трубопровода в европейском направлении, знаменующего собой начало практической реализации нового важного и многообещающего вектора энергетической стратегии Туркменистана.

«Взаимный интерес Европы и Туркменистана в энергетической сфере сегодня выглядит естественным и обоснованным – как экономически, так и коммерчески. Идет нормальный, цивилизованный процесс сотрудничества между суверенными и равноправными субъектами энергетического рынка. Это, однако, вызывает неадекватную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и ряда средств массовой информации России», – отмечает туркменский МИД.

Комментируя аргумент российской стороны об экологических рисках Транскаспийскогго газопровода, ведомство называет его «избитым, из разряда «дежурных» и используемых до оскомины часто – к месту и не к месту».

Туркменский МИД также отмечает, что еще один «аргумент», призванный посеять сомнения в законности строительства Транскаспийского трубопровода – неурегулированность правового статуса Каспийского моря.

«Здесь нужно отметить, что правовой статус водоема обсуждается уже почти два десятилетия. Что не мешает прибрежным государствам в течение всего этого времени самостоятельно осуществлять различные виды деятельности на Каспии – судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых и т. д. Одновременно прикаспийские государства выстраивают схемы двустороннего и многостороннего взаимодействия в тех или иных сферах, заключают соответствующие договора и соглашения. До настоящего времени никто не считал такие действия нелегитимными и не пытался ограничивать их по причине отсутствия документа о правовом статусе Каспия. В этой связи возникает вопрос: почему же Туркменистан, будучи суверенным государством, не может вместе со своим партнером – таким же суверенным прикаспийским государством – приступить к реализации взаимовыгодного трубопроводного проекта? Строительство Транскаспийского трубопровода – это суверенное право государств, по участкам дна которых он будет проходить, и потому этот проект может осуществляться только с согласия этих государств и не нуждается в получении каких-либо дополнительных «разрешений», – говорится в заявлении ведомства.

«На этом фоне вызывает недоумение избранная российскими официальными структурами позиция в отношении сближения Туркменистана с Европейским Союзом в энергетической сфере. Тем более, что речь идет о государстве, связанным с Россией историческими узами дружбы и стратегического партнерства. И потому в данном случае обращает на себя внимание даже не сама аргументация, слабость которой очевидна, а контрпродуктивная постановка вопроса, направленная на искажение сути и содержания энергетической политики Туркменистана», – отмечает Ашхабад.

Туркменистан неоднократно заявлял, что категорически выступает против политизации трубопроводных проектов.

«Осуществление Транскаспийского маршрута диктуется не политической конъюнктурой, не желанием ущемить чьи-то интересы, а объективными потребностями экономического развития страны, реальными взаимными выгодами для всех участников проекта, обоснованными оценками собственной ресурсной базы. Экспорт энергоносителей в европейском направлении – один из приоритетов международной стратегии Туркменистана, и значение Транскаспийского проекта в этом контексте является ключевым. Работа с европейскими партнерами идет в деловом и конструктивном ключе, и она будет продолжена», – заявил туркменский МИД.

Транскаспийский газопровод планируется проложить по дну Каспийского моря из Туркменистана в Азербайджан. Общая протяженность трубы составляет порядка 300 км. Успешная реализация этого проекта ускорит осуществление проекта Nabucco, главным конкурентом которого является российский «Южный поток», строительство которого, правда, также еще не началось.

Туркменистан заверил ранее, что может снабжать проект Nabucco в ежегодном объеме до 40 млрд кубометров газа, из которых 10 млрд может обеспечить работающая на морском блоке Туркменистана малазийская Petronas.

Ранее Москве удавалось блокировать сотрудничество ЕС и государств Центральной Азии за счет личных договоренностей с руководителями страны, ежегодно выкупая, в том числе в Туркменистане, значительные – до 60 млрд кубометров – объемы газа, который затем перепродавался в европейские страны.

Ссылки по теме:

Туркменистан готовит договоры на поставки газа в Европу в обход России /// Ашхабад принципиально согласен включиться в Транскаспийский газопровод >>>

ЕС и РФ продолжат трубопроводную войну /// На «газовом фронте» возможны новые конфликты >>>

Россия недовольна решением ЕС о создании Транскаспийского газопровода обход РФ ///

В Москве почувствовали опасность конкуренции с «Южным потоком»? >>>

Ашхабад, Андрей Романов

© 2011, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Кавказ, Москва, Ямал, Урал, Центр России, Юг России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,