Нужно ли кормить Кавказ? Мнения экспертов
Кормить Кавказ нужно, но не так, как сейчас. К такому выводу пришли эксперты в ходе заседания экономического клуба ФБК. На этот раз темой для обсуждения стала экономическая дифференциация российских регионов.
Кому на Руси жить хорошо, – давно уже известно. Доходы обеспеченной части населения страны превосходят доходы малообеспеченной в шестнадцать с половиной раз. И это только по официальной статистике, которая явно преуменьшает масштаб проблемы. Специалисты ФБК попытались ответить на вопрос «Где на Руси жить хорошо?» и подготовили аналитический доклад о разнице в финансовой обеспеченности субъектов федерации.
Наиболее богатые регионы России по валовому региональному продукту на душу населения превосходят наиболее бедные более чем в три раза. В развитых странах Европы этот показатель составляет полтора – два раза.
«В этом отношении для нас интересна Канада, – сообщил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Это также добывающая страна, канадский доллар тоже сырьевая валюта. Наш высокий показатель дифференциации объясняют тем, что есть нефтяные регионы и поэтому такая разница. Но в Канаде примерно такой же уровень дифференциации регионов, как и в других развитых странах».
Экстремально высоким он назвал «коэффициент размаха» – разницу между максимальным и минимальным ВРП на душу населения в регионах. В двухтысячные годы он «плавает» в пределах от 25 до 43 раз. В Европе этот показатель не превышает трех, в США держится в районе пяти, в Китае – менее десяти.
Чуть лучше у нас результаты по другим индикаторам – по средней зарплате и среднедушевому доходу. «Коэффициент размаха» (сравнение самого благополучного и самого бедного субъекта РФ) за двухтысячные годы снизилось с 10 до 5 раз по зарплате и с 13 до 6 по доходам. Эксперты считают, что результат достигнут благодаря обильным вливаниям в неблагополучные регионы из федерального бюджета.
«В первую очередь положительная тенденция возникла за счет активной подпитки бедных регионов из центра. Но такая политика имеет и ограничения. Наш бюджет на ближайшие три года уже принят в первом чтении и имеет другие приоритеты. Дальше добиваться таких показателей снижения дифференциации просто не получится. Эта хорошая тенденция в лучшем случае окажется на этих же уровнях», – сказал Николаев.
Чем меньше разница в благополучии регионов, тем меньше вероятности возникновения гражданских конфликтов, противостояний «бедные-богатые» и массовых акций вроде «Захвати Уолл-стрит». Эксперты, участвовавшие в обсуждении доклада, спорили с авторами по поводу цифр и подходов, но с выводами в целом соглашались. Географ и политолог Леонид Смирнягин отметил, например, что в исследовании учитывались только официальные доходы. Но в России этот показатель часто дает искаженную картину. Республика Адыгея, которая дотационна более, чем на 80%, занимает четвертое место в стране по количеству автомобилей на душу населения.
«Я не согласен, что с выравниванием регионов, с подкормкой субъектов-паразитов нужно кончать, – сказал эксперт. – Это обязанность государства. Если плохие больницы в Дагестане, их нужно поддерживать. Другое дело, что, может быть, сама механика порочна. Северный Кавказ нуждается в том, чтобы разрушить архаику этого общества, втащить их за уши в 21-й век, насытить современными производствами и так далее. Другое дело, что нужно прекратить практику, кода местным властям дают большой кусок денег, и они тратят его куда угодно».
Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Максим Дианов отметил, что огромные диспропорции в нашей стране есть внутри регионов. То, как живут город и село, – две большие разницы.
«Люди живут в самом низу, и они видят разницу между рязанским селом и восточным административным округом Москвы. У жителей России ощущение, что расслоение увеличивается», – сказал он.
Настоящая проблема, по его словам, – расслоение между точками развития и умирающими объектами – селами, городами и целыми регионами.
«Корейцы в свое время бросили все слабые области – выживайте как хотите. Они оставили только развивающиеся регионы. И они рванули вперед. Мы тоже можем так рвануть, но тогда что останется от страны?», – спросил Дианов.
В России сейчас идет вторичная урбанизация, считает профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Народ из глубинки «потянулся к трассам» и там изобретает себе способы заработка. При этом статистика не отражает реальные доходы населения.
«Реальные расходы превосходят официальные показатели доходов в два-три раза, – говорит эксперт. – В том же Дагестане (по статистике это беднейший регион) реальная покупательская способность очень высокая».
Симон Кордонский, единственный из участников круглого стола, высказался за отказ от политики субсидирования бедных регионов. Он считает, что субъекты часто преувеличивают свое бедственное положение, а, оказавшись без федеральной подпитки, вынуждены будут перестроиться и перейти от иждивенческого существования к активной деятельности. Остальные эксперты считают, что политику бюджетного выравнивания следует продолжать, но она нуждается в корректировке.
Нужно перейти от финансирования потребления к инвестициям в производство, прекратить раздавать рыбу и подарить всем удочки – отметили эксперты.
Москва, Матвей Свичеревский
© 2011, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».