AMP18+

Москва

/

Фармкомпаниям запретили «охмурять» врачей Те не должны навязывать больным «нужные» препараты

Самым надежным способом продвижения новых лекарств для фармкомпаний в последние годы была «финансовая мотивация» врачей и владельцев аптек. Но с 1 января все изменилось. В силу вступил новый федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», прямо запрещающий работу фармпредставителей компаний с врачами.

Как уточняет «Росбалт», саму ситуацию метко описал в ходе совещания еще осенью 2009 Владимир Путин: «фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты, оплачивают семинары и конференции для врачей с выездом на теплые моря». Тогда он еще на словах призвал избавиться от этой практики, называя ее недопустимой.

Новый закон обсуждался в Госдуме и в среде сотрудников фармкампаний весь прошлый год. Наконец, в нем четко прописали все запреты. Производителям лекарств и компаниям, действующим в их интересах, нельзя организовывать любые мероприятия для врачей. Не имеет значения, какого характера: развлекательные, научные, образовательные. При этом знакомить с достижениями индустрии закон не запрещает, однако, сделать это можно лишь на медицинских семинарах, в которых участвуют сразу несколько компаний-конкурентов. Фармпредставителю прямо запрещено приходить в поликлинику (больницу) в часы приема.

Закон действует и на противоположную сторону – врачи сами не имеют права искать общества сотрудников концернов. Не в праве принимать от них подарки, деньги, какие-либо приглашения. Но главное, выписывая рецепт, медики обязаны предоставить выбор: перечислить, какие еще подобные лекарства есть в аптеках.

Казалось бы, фармкампании должны бы предпринимать какие-то шаги, по крайней мере, менять политику. Как пишут СМИ, фармпредставители, они же – «агенты продвижения» есть в каждом концерне. Однако, все концерны – даже иностранные – ведут себя так, как будто принятый закон – не для них.

По крайней мере, это становиться понятным при изучении сайтов, форумов и сообществ, где общаются сами фармпредставители. Один из них – www.medpred.ru. Самая актуальная тема на нем – про запрет работы в поликлиниках. Только за последние несколько месяцев около двухсот страниц комментариев. И эти записи подтверждают: компании отнюдь не рвутся кардинально менять ситуацию. «Не стоит пока бежать впереди паровоза: все компании сидят ровно и смотрят друг на друга» – обрисовывает ситуацию пользователь Redactor. Пока они лишь приостановили организацию выездных семинаров и круглых столов, но продолжают оплачивать стирание подошв своими сотрудниками. Так, пользователь «Yo», сотрудник одной из крупнейших фармкомпаний, пишет, что его начальство на совещании только поинтересовалось: смогут ли представители работать в новых условиях.

Вся эта ситуация была просто обязана отразиться на фармацевтическом рынке, примерно на 30-40% снизив обороты продаж, указывают в СМИ эксперты. По сути, теперь обоснованные подозрения в несоблюдении закона вызывает любой концерн, планирующий прибыль от продаж препаратов вместо убытка. Например, информационное агентство «Росбалт» обратило внимание на неожиданный рост продаж за прошлый год кардиологического подразделения компании «Sanofi» (это один из самых крупных европейских концернов).

По данным издания, годовой прирост, вместо запланированных 6 млн. евро, достиг рекордной отметки в 22 млн. Так, эксперты и участники рынка связывают такие показатели с личностью новой главы кардиологического юнита российского представительства Sanofi, Елены Астаховой. Ее приходу в Sanofi предшествовал громкий коррупционный скандал в словенской КРКА (это – прежнее место работы Астаховой). Поводом стали все те же «грешки» фармпредставителей, явно поощрявшиеся компанией.

В Sanofi, как пишут интернет-пользователи, она оказалась не случайно. Так, один из пользователей под ником Heroitic пишет про Астахову: «…поддерживала едва ли не родственные отношения с Алешем Зорко главой российского отделения фирмы КРКА. Поэтому, увольняясь на пике скандала вместе со своей подчиненной, словенский топ менеджер позаботился об ее достойном трудоустройстве. В результате, деятельное участие в судьбе Астаховой принял Патрик Аганян, гендиректор компании Sanofi в России».

Теперь фармпредставители в ЖЖ пишут о строгом Кодексе маркетинговой этики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), которую возглавляет, кстати, тот же Патрик Аганян. И трудном положении, в котором он оказался благодаря бурной деятельности г-жи Астаховой. Не говоря уже о том, что у Sanofi есть и свой этический кодекс, также запрещающий прямой или косвенный подкуп врачей. А Елена Астахова разгоняет подчиненных и ставит оставшимся явно невыполнимые, если следовать новому закону, задачи.

Москва, Арина Морокова

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Здоровье, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,