Узбекский феномен российской политики Почему Москва все прощает Ташкенту
Понять логику экономической внешней политики России по отношению к странам СНГ очень сложно – считают очень многие отечественные и зарубежные аналитики. Термин «непредсказуемая Москва» все чаще употребляется мировыми СМИ, когда политические и внешнеэкономические взаимоотношения Москвы вдруг резко начинают ухудшаться то с Украиной и Беларусью по молочным продуктам и газу, то с другими государствами бывшего СССР, пишет «Биржевой лидер».
Внезапное начало очередной «торговой войны» Москвы против кого-нибудь из своих постсоветских соседей, становится всегда неожиданным и постоянно удивляет даже многоопытных инвесторов, вся проблема которых заключается только в том, что их очень долго снабжали мирными «сводками» с внешнеэкономических «фронтов» СНГ, где затишье – это всего лишь видимость и кратковременная пауза перед новым сражением. Так в чем же логика внешнеэкономических взаимоотношений России с соседями, и есть ли она?
Логика России была и есть неизменной с 2000 года, но ее мало кто понимает из современных экспертов
Как пояснили аналитики Академии Masterforex-V, причина запутанности данного вопроса о логике торговых войн России банальна: к сожалению, большинству экспертов мировых СМИ становится свойственна одна довольно опасная «болезнь»: стремление как можно быстрее дать оригинальный комментарий по поводу уже (!) произошедшего события (идеал, успеть прокомментировать первым) или имевшего место факта, не утруждая себя сбором материала, излишним анализом, поиском закономерностей и противоречий, определением тенденций, чтобы предвидеть будущее, хотя именно это (а не комментарии произошедшего) нужно инвесторам.
Логика понимания действий Москвы очень проста и ее можно понять на примере лишь одного из 14 – партнеров России по СНГ с которым Россия постарается иметь самые дружеские политические и экономические взаимоотношения, чтобы не происходило в этой стране, против нее РФ никогда не начнет торговой войны, не объявит никаких экономических и политических санкций и многого остального, что навредит самым теплым взаимоотношениям с этим государством. Название этой страны – Узбекистан.
Причина: Россия (после США, Китая), стремится стать третьей сверхдержавой в мире (ЕС выносим за скобку и не считаем – по нему разговор долгий, отдельный). Поэтому логика внешнеэкомических взаимоотношений каждого из перечисленных основных мировых игроков схожа по многим позициям и применяется на пространстве бывшего СССР следующим образом:
■ со слабыми говорить с позиции силы (Украина, Беларусь, Эстония, Латвия, Литва, Армения, Молдова, Грузия, Кыргыстан, Таджикистан).
■ с сильными и самодостаточными стараться дружить, делая их партнерами, всячески учитывая их взгляды и интересы (Узбекистан, Азербайджан, Казахстан), стараясь, чтобы конкуренты (США и Китай) не перетащили их под свой «патронаж».
■ с реальными конкурентами – с Китаем и США у России может быть лишь видимость дружбы (например, в форме очередной «перезагрузки») и реальная конкуренция и хитроумная игра во всем и всегда.
Недаром Россия уступила спорные свои территории лишь Китаю и Азербайджану и вряд ли уступит кому то другому. «Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши», как всегда красочно обрисовал перспективы маленькой Латвии в своих претензиях к России Владимир Путин, когда балтийское государство, став членом НАТО, решило вести себя в дипломатических требованиях к Москве как «великий Китай».
Почему именно Узбекистан дороже Москве многих других?
Взаимоотношения Москвы и Ташкента могут объяснить если не все, то очень многое в логике внешней политики России как будущей (или свершившейся) сверхдержавы. Отношения Москвы с Ташкентом настолько разнообразны и сложны, что если уж получится разобраться в их хитросплетениях, то все остальные экономические проблемы на пространствах СНГ не будут казаться такими неразрешимыми. Кроме того, сравнивать лучше равновеликие величины, или хотя бы более-менее похожие, а у РФ с Узбекистаном общих черт намного больше, чем кажется на первый взгляд:
1. Население. На сегодняшний день Узбекистан является самой густонаселенной республикой Средней Азии. Ее население постоянно растет и сейчас уже составляет около 30 млн человек. 40% всего населения региона – это граждане Узбекистана. Если существующая тенденция в демографии сохранится (а все указывает именно на это), то лет через 10 Узбекистан догонит по количеству людей Украину, а затем, соответственно, обгонит ее и уверенно выйдет на второе место в СНГ после России по количеству населения.
2. Сильная диаспора. Узбекская диаспора в процентном отношении вполне сравнима с русской диаспорой. Большие узбекские колонии имеются во всех соседних с Узбекистаном странах плюс в России, где, по разным оценкам, постоянно находится от 2 до 4 млн узбеков. При этом диаспоряне поддерживают очень тесные связи с исторической родиной.
3. Великая история могущественного государства. Мало кто из россиян обращал внимание на факт, что на территории именно Узбекистана всегда находились политические, культурные и цивилизационные центры всей Центральной Азии, начиная с обширной империи Тамерлана и заканчивая Хивинским и Бухарским ханствами.
4. Военный потенциал. Именно Узбекистан унаследовал колоссальные запасы Туркестанского военного округа времен СССР, что позволило ему на сегодняшний день создать самые боеспособные ВС в Средней Азии.
5. Экономическая самодостаточность. В Узбекистане за годы советской власти был создан очень мощный экономический потенциал, плюс республика оказалась чрезвычайно богата столь ценными сегодня углеводородами. Недра Узбекистана содержат большое количество природного газа, нефти, золота, угля и природного урана. «Узбекнефтегаз» может ежегодно добывать 58-59 млрд кубических метров природного газа и 8 млн т газового конденсата. Это восьмой показатель в мировом масштабе. Для республики достаточно, чтобы не чувствовать себя энергозависимой. В республике еще в советские годы были построены крупнейшие в Средней Азии тепловые (Ташкентская, Сырдарьинская, Навоийская, Ангренская ГРЭС) и гидроэлектростанции (Чарвакская). Кроме того, Узбекистан занимает пятое место в мире по производству и второе – по экспорту хлопка-волокна.
6. Выгодное географическое положение. Узбекистан для всех соседних государств является естественным географическим коридором. Не случайно именно через территории республики в старину проходил Великий шелковый путь – главная торговая артерия между Востоком и Западом. Так что, даже если бы экономический потенциал РУ был бы равен нулю, она могла бы прокормиться только транзитом.
7. Политические амбиции. Как Россия хочет быть бесспорным лидером на территории постсоветского пространства и даже бывшего социалистического блока, так и Узбекистан претендует на лидерство в Средней Азии. Ташкент всерьез надеется стать выразителем интересов всего региона и играть на своем поле на равных с Москвой и Пекином. В этом, по сути, и заключается корень всех российско-узбекских противоречий.
Теперь риторический вопрос: на какие слабые места Узбекистана может надавить Россия, чтобы добиться от действительно независимой среднеазиатской республики признания собственного политического лидерства как сверхдержавы? Затрудняетесь ответить? Российским дипломатам в этом вопросе не намного легче, чем вам.
Логика сверхдержав и отличия внешней политики России от США
Поведение сверхдержавы в международном сообществе сродни взаимоотношениям в коллективе, где есть лидеры и изгои, а так же те уважаемые и независимые члены коллектива с кем никогда лидер ссориться просто не будет. Зачем ссориться? Победить и подчинить таких невозможно, а вред и угроза потери лидерства очевидна, если схватка для прежнего лидера закончится поражением. «Акелла промахнулся!», – последствия данного шага красочно описал в «Маугли» Редьярд Киплинг, а политологи в один голос называют провальную афганскую войну СССР одной из причин его краха.
Поэтому все страны, претендующие на звание великих (в том числе сверхдержав), пользуются экономическими рычагами для достижения своих политических целей, постоянно закрепляя свое лидерство и влияние. И в этом вопросе Россия поступает... не совсем так, как США, Евросоюз и Китай.
■ как предпочитают «давить» на несговорчивых партнеров США и ЕС? Они объявляют эмбарго на импорт некоторых товаров из страны-оппонента и на поставки туда определенных своих товаров, вплоть до полной торговой блокады в экстренных случаях (как с Кубой, Югославией, Ираком). Таким образом, они закрывают свои безграничные рынки перед товарами из недружественного государства, порождая в нем сначала экономические, а затем социально-политические противоречия и проблемы. С учетом того, что прибыли от экспорта некоторых видов продукции составляет львиную долю национального бюджета, экономикам таких стран наносится ощутимый урон, порождая в них медвежий тренд, порой, хаос. Если не помогают эти методы – в странах «изгоях» вспыхивает гражданская война (Ливия) или следует прямое вооруженное вторжение (Панама, Гренада, Югославия, Ирак).
■ чем могут привлекать США и ЕС своих «младших» партнеров? Для тех стран, кто идет на политические уступки, американцы и европейцы предлагают многие бонусы: во-первых, они открывают свои рынки, между прочим, очень капиталоемкие; во-вторых, оказывают такой стране мощную поддержку на международной арене, как бы давая ей тем самым легитимизацию и вводя в клуб т.н. «цивилизованных» государств. Последнее чрезвычайно важно для улучшения инвестиционного климата, защиты прав олигархов этих стран на Западе и т.д.
■ кнут и пряник в руках Москвы. Россия также пытается действовать методами США и Евросоюза, то есть периодически закрывает свои рынки для товаров из государств, с которыми на данный момент не дружит. Причем делает это якобы без политических причин, а под видом несоответствия санитарным нормам (запреты на ввоз в РФ латвийских шпрот, белорусского молока, грузинских вин и минеральной воды, украинских сыров и т.д.). Что интересно, эти меры почти всегда носили временный характер, поскольку не давали желаемого результата. Все-таки рынок России (150 млн жителей) намного меньший европейского (полмиллиарда покупателей) и американского (300 млн.). Про китайский или индийский и говорить не стоит.
Другое, теперь уже чисто российское «секретное оружие» – это газ. Москва может «давить» на несговорчивые правительства соседних республик, угрожая поднять цены на энергоносители, тем самым, поставив их экономики в очень сложное положение. Это имеет мало общего с экономикой, поскольку в случае политических уступок рассматриваются варианты снижения цен ниже рыночных и предоставление других льгот. Такая тактика работает только в отношении промышленно развитых республик с небольшими запасами углеводородов (Украина, Беларусь, Молдова, страны Балтии, Польша, Венгрия, Словакия, Чехия). Как результат названные страны ищут иные каналы поставок энергоносителей.
В третьих, Кремль еще использует в качестве рычага влияния огромные армии трудовых мигрантов из республик СНГ. Россияне просто угрожают выгнать всех иностранных рабочих, причем не просто сократить квоты по предоставлению рабочих мест, а именно депортировать. Регулярно в российском политикуме звучат призывы отправить на родину миллионы таджиков, грузин, украинцев, молдаван. При этом даже не скрывается, что масса лишенных работы иностранных граждан не только создадут дыры в бюджетах своих стран, но и создадут революционную ситуацию, чреватую сменой правительства. Западные страны к такому методу (даже к угрозам) не прибегают.
В четвертых, качестве «пряника» Россия может предоставить республикам военную и дипломатическую поддержку. Российские военные могут защитить от террористов и даже, возможно, от террористических армий типа известного Талибана, но с регулярными ВС какой-нибудь третьей страны Москва вряд ли будет связываться, вставая на защиту какого либо из государств СНГ.
Однако главный плюс всевозможных военных союзов, в которых состоит Россия, заключается вовсе не в этом. Кремль сможет сделать то, на что никогда не пойдут войска НАТО – в случае надобности защитит местное правительство от народного бунта и международного вмешательства. Эта уникальная услуга, пожалуй, является одной из наиболее востребованной на постсоветском пространстве. В том числе и Ташкент если и идет на встречу Москве, то именно как к очень «понимающему» члену Совбеза ООН, имеющего, как и Китай, «право вето» в этой серьезной международной инстанции.
Если логика особенностей внешней политики России понятна, отметили эксперты Академии Masterforex-V, становятся понятными скрытые от посторонних глаз, неизвестные миру алгоритмы экономических взаимоотношений России с Узбекистаном.
Многовекторность внешней политики Узбекистаном или почему РФ предпочитает не замечать того, чего никогда «не прощает» другим?
Отношения Москвы и Ташкента в рамках СНГ, пожалуй, являются наиболее таинственными. Никто из постсоветских государств не позволял себе вести себя столь независимо, как Узбекистан, при этом всегда оставаясь безнаказанным. И Грузия, и Украина, и Молдова и даже Белоруссия неоднократно и тяжело поплатились за попытки играть свою игру, но только не Узбекистан. Ему прощается все и всегда. Даже то, что никогда не посмеют сделать другие.
Как Россия по-разному противодействует «фальсификации своей истории» в Украине, Эстонии и Узбекистане. Напомним, в 2009 году Указом президента РФ № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» началась активная защита позиций РФ в вопросе трактовки исторических событий. Львиная доля историков, публицистов, документалистов была брошена.... всю на ту же Украину (проблемы голода 1932-33гг, роль ОУН-УПА и др.), благодаря чему эти чисто исторические дискуссии стали известны широкому кругу граждан России.
В то же самое время в Узбекистане вовсю ведется открытая антироссийская пропаганда, аналогов которой нет не то, что в Украине, но даже у грузинских пропагандистов Саакашвили. В качестве аксиом в школьных (!) учебниках Узбекистана, по словам посла РФ Дмитрия Рюрикова (2003 года), пишется о «колониальном положении Узбекистана в составе СССР», рассказывается о массовом уничтожении мирных узбекских женщин и детей большевиками, термин «русские шпионы» употребляется в школьном учебнике 292 раза, лидер басмачества Мадамин-бек и белогвардейский полковник Монстров – борцы за свободу Узбекистана, одновременно с этим в республике сносятся памятники героям Великой Отечественной войны (в том числе демонтированы, а затем пропали бюсты советских военачальников в мемориальном комплексе Монумент защитнику Родины), переименована станция метро Ташкента, носившая имя генерала Сабира Рахимова, погибшего в 1945году, активно работает «Музей оккупации» (разумеется, российской) в котором не упоминается ни слова о том, как в 1966 году «русские захватчики и оккупанты» восстанавливали разрушенный после землетрясения Ташкент. По словам заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, эти и другие «действия узбекских властей выглядят как вызов».
Добавим: вызов, на который Россия вряд ли ответит. История давно превратилась из науки в один из разделов современной политики, которая, как известно, искусство возможного.
Вторая особенность в том, что Ташкент ведет себя одинаково независимо как с Москвой, так и с Вашингтоном и Анкарой. Единственный, с кем Узбекистан сохраняет «нужный» тон, по восточному тонко подчеркивая свое зависимое положение – это Пекин. Почему так происходит? Да потому, что Китай – это лучшая гарантия экономической, политической и дипломатической независимости Узбекистана. Туда можно поставлять газ и хлопок, оттуда привозить любые товары, Китай не будет беспокоить разговорами о демократии и «правах человека», защитит интересы Ташкента, если надо, в СБ ООН и, главное, всегда может напомнить и Москве, и Вашингтону о собственных интересах в этой республике. Узбекскому руководству прекрасно удается играть на ситуации, используя свое очень выгодное географическое положение – в центре треугольника КНР-США-РФ.
В третьих, сейчас Узбекистан нужен всем и поэтому может в пределах «разумного» позволить себе выбирать, а Россия, как потенциальная сверхдержава, не готова к тому, что одна из бывших республик СССР проявляет излишнюю самостоятельность и при этом на нее не существует реальной управы. Поэтому России остается только дружить с Узбекистаном, хотя бы для того, чтобы он не ушел под крыло конкурента.
Выводы:
■ тренд российско-узбекских экономических отношений продолжит далее возрастать, несмотря ни на какие политические дрязги и демарши. Во всяком случае к этому будет стремиться Россия.
■ у Узбекистана есть уникальный шанс к расширению экономических взаимоотношений, как с Россией, так и с США, Китаем и Турцией.
■ на сегодняшний день, в условиях ухудшающего экономического и социального положения Узбекистана (рост инфляции, массовое отключение газа для населения, львиная доля которого идет на экспорт, нехватка валюты в стране и т.д.) именно Россия стала... основным инвестором (!) и крупнейшим торговым партнером Узбекистана. Доля РФ во внешней торговле Узбекистана составляет 29,2%, Китая – 9,5%, Казахстана – 8,3%, Южной Кореи – 7,4%, Турции – 4,4%. Возможно в этом причина «теплых личных отношений» лидера Узбекистана к Кремлю в условиях, когда вся официальная пропаганда республики убеждает простых граждан совершенно в обратном. Узбекистан и рад бы иметь неограниченные по масштабам американские и европейские инвестиции, но не идут они в Узбекистан в отличие от российских.
В четвертых, Россия должна быть готова к тому, что через 10-15 лет вырастит уже второе поколение граждан Узбекистана, воспитанное на пропаганде откровенно антироссийской истории и агитации. Кого молодые узбекские отцы и их дети будут считать врагом №1 своей нации – догадаться несложно. Об этом, увы, миллионы россиян, вряд ли догадываются.
Москва, Андрей Романов
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».