AMP18+

Москва

/

Эстонские музыканты воспели Сталина Концертная весна в Прибалтике началась со скандала

Музыкальная весна в Эстонии началась со скандала, политического эпатажа и привлечения внимания к советскому наследию великой русской музыкальной культуры. Пока в России ломают копья по поводу издания школьных тетрадок с портретом Иосифа Сталина на обложке, в соседней Эстонии хитом музыкального сезона становятся произведения посвященные человеку, которого прибалты, иначе как тираном и диктатором, не называют.

Об этом специально для РИА «Новый Регион» пишет в авторской колонке Илья Никифоров.

В музыкальном сердце Эстонии в Концертном зале Национальной оперы «Эстония» впервые исполняются государственным симфоническим оркестром, Концертным хором республики и хором мальчиков Нарвской музыкальной школы две канаты Дмитрия Шостаковича, воспевающие советский патриотизм, дружбу народов, коммунистическую партию и ее вождя – Сталина. За дирижерским пультом – всемирно известный эстонский дирижер Пааво Ярви. Он, кстати, сын другого эстонского музыкального гения дирижера Неэме Ярви. Оба они чаще выступают и руководят симфоническими оркестрами не дома в Эстонии, а в США – в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне.

В программу своего симфонического концерта Пааво Ярви с американским азартом включил три лучшие, по его мнению, произведения для симфонического оркестра и хора, созданные Дмитрием Шостаковичем. Причем выбор был сделан не из традиционно исполняемых произведений композитора, а редко звучащих оратории «Песнь о лесах» 1949 года для тенора, хора и оркестра и кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» 1952 года для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра. Стихи для этих произведений написал известный патриотический поэт-песенник Евгений Долматовсикй. В дополнении к ним прозвучит и поздний Шостакович, создавший музыкальную поэму на стихи Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра.

Как это ни парадоксально, но Шостакович «сталинского периода» все-таки постоянно представлен в репертуаре прибалтийских театров. Например, в Риге в Национальном театре оперы и балета с успехом идет балет «Светлый ручей». Фабула этого изумительного по музыке, но незамысловатого по сюжету сценического произведения строится вокруг любовно-производственной интриги в советском колхозе.

Бессловесная балетная пластика легко стряхивает с себя излишнюю идеологическую нагрузку. Но в хоровой кантате нельзя проигнорировать или даже вырезать партию исполняемую детьми и воспевающую советскую родину: «Над Родиной нашей, страной созиданья солнце встает. Великие стройки, высотные здания оно озаряет, солнце свободы…». И никуда не денешься от мужского хора славящую Великую Партию и Её Вождя. Но самое главное никуда не исчезает прекрасная гармоничная музыка, органически сочетающая тонкую лирику и возвышенный пафос.

Пааво Ярве прекрасно отдает себе отчет в том, что в современной эстонской политической атмосфере гимн партии Ленина-Сталина может прозвучать кощунственно, поэтому маэстро публично объясняет свой выбор тем, что он хотел бы «показать две совершенно разные стороны одного гения, а также мерзость и абсурдность ситуации, в которой мы все еще недавно вынуждены были жить в Советском Союзе».

Однако многолетний опыт американского творчества династии дирижеров Ярви подсказывает и иной ответ. Взлет музыкального гения Дмитрия Шостаковича со второй половины 20-х годов превратил его в своего рода культурную икону Советского Союза. Взлеты сопровождались и падениями, разгромными рецензиями на оперу «леди Макбет Мценского уезда» и обвинениями в авангардизме. Но, тем не менее, Шостакович ставился на одну доску с эмигрантом Сергеем Рахманиновым, к тому времени уже американским гражданином и вполне американским композитором. Это сопоставление не превратилось в надуманную конкуренцию, в том числе и потому, что оба музыкальных гения проявили себя исключительными патриотами в тяжелый период Отечественной войны. Рахманинов давал концерты, собирал деньги и лоббировал поддержку борьбы Советского Союза против нацистской Германии. Дмитрий Шостакович выступал по радио в осажденном Ленинграде. После эвакуации в Куйбышев он создал изумительную по трагизму и жертвенности 7-ую (Ленинградскую) симфонию. Творчество Шостаковича и послевоенного периода, и периода оттепели восторженно встречалось, хотя и на нем сказалось закручивание А.А. Ждановым «гаек» деятелям культуры и борьба с безродными космополитами.

Тем не менее, Дмитрий Шостакович продолжил плеяду гениальных русских симфонистов, используя и новое кинематографическое направление. Так что в глазах западных музыкантов партитура произведения Шостаковича любого Сталина перевесит.

Рассуждая о творчестве Шостаковича, в эстонском еженедельнике Eesti Express Пааво Ярви говорит: «С одной стороны, своими произведениями он должен был показать, что является преданным гражданином, чтобы не оказаться сосланным в Сибирь, но если послушать язык его музыки, то я чувствую, что на самом деле он так не думает – его симфонии ясно дают понять, насколько антисоветскими были его настроения. Это гениально созданная музыка».

Дирижер намерен выпустить диск с этими ныне редко исполняемыми кантатами Шостаковича. И сделать это он хочет именно в Эстонии: «Я и хочу сделать это в Эстонии. После того, как эстонцев депортировали, и большая часть из них умерла в Сибири. Может, мы даже запоздали с этим проектом».

Примечательно и то, что задание Национальной оперы «Эстония» было построено в 1913 году на средства и по инициативе одноименного эстонского музыкального общества. В марте 1944 года здание было разрушено прямым попаданием нескольких авиационных бомб при налете на Таллинн советской авиации. Театр «Эстония» был полностью восстановлен уже в 1947 году. Одно из фойе театра было украшено в 1950 году огромной помпезной мозаикой работы молодой эстонской художницы Валли Лемберт-Богаткиной. На мозаичной картине «Идем на большой праздник» Иосиф Сталин принимал благодарность освобожденного эстонского народа. Мозаика украшала театр почти десять лет. После XX Съезда КПСС мозаику эту – нет, не уничтожили – но закрыли огромным во всю стену зеркалом. Так в зазеркалье мозаичный Сталин и провел почти полвека. В этом самом фойе после 1991 года проводились церемонии официальных президентских приемов по случаю очередной годовщины провозглашения независимости республики. Ныне покойный президент Эстонии Леннарт Мери как то рассказывал в частной беседе, что всякий раз, встречая гостей у этого зеркала, он чувствовал гнетущее присутствие Великого Вождя, а порой даже побаивался, что зеркало вдруг лопнет, обрушится в разгар президентского приема и … во всей красе явится Сталин.

Десять лет назад была закончена реконструкция и капитальный ремонт Национальной оперы. Зеркало убрали, мозаику наконец-то сняли, и теперь это произведение монументального искусства хранится в запасниках Художественного Музея. Однако роспись плафона оперного зала, сделанную в том же 1947 году никто не менял. Красное знамя и по сей день реет в театральных небесах Национальной оперы «Эстония».

Таллинн, Илья Никифоров

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Северо-Запад, Центр России, Авторская колонка, В мире, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,