AMP18+

Москва

/

The New York Times: Кубанский потоп изменил Россию Репрессии могут натолкнуться на серьезное сопротивление общества

В то время как многие россияне ожидают осеннего закручивания гаек, гражданское общество нашло новую систему координат и начинает мыслить в новом измерении. Репрессии, когда придет их время, могут столкнуться с серьезным сопротивлением, пишет Маша Гессен в своем материале для The New York Times. По ее оценке, катастрофический потоп в Краснодарском крае, где погибли сотни людей, изменил Россию.

Первая неделя после катастрофы всегда тянется медленно, она вмещает в себя эмоции целых месяцев или даже года. Русские знают непонаслышке, что в их стране катастрофы далеко не редкость. Всего за неделю люди пережили такую трансформацию, которая в любом другом случае могла бы занять годы, пишет Гессен.

Внезапно произошло то, что ещё не случалось. Буквально через пару дней после катастрофы люди в разных точках Москвы организованно собирали гуманитарную помощь пережившим катаcтрофу жителям Крымска. За короткий промежуток времени набралось столько одежды, белья, медикаментов и питьевой воды, что для транспортировки понадобились грузовики и самолеты, которые тоже каким-то невероятным образом были найдены. Таким же образом неожиданно материализовались и автобусы для сотен молодых волонтеров, отправившихся на помощь в пострадавший от наводнения Краснодарский край.

По словам Гессен, наиболее поразительной из всех точек приема помощи в Москве стало излюбленное место встреч – смотровая площадка МГУ. Вскоре после потопа кто-то из медийных лиц заявил, что хорошо бы там устроить точку приема пожертвований. Слух мгновенно разлетелся, и уже к концу дня сотни людей паковали помощь в бесчисленные коробки, чтобы переправить их в Крымск. Координировали процесс 27-летний фотограф Митя Алешковский и 28-летняя фармацевт Мария Баронова.

Ребята за 8 месяцев активного участия в протестном движении притерлись друг к другу, однако в тот день на удивление обнаружили себя работающими бок о бок с прокремлевким молодежным движением и ещё клубом байкеров в придачу. Через несколько дней к месту все-таки подкатили автозаки. Толпа, несколько насторожившись, ожидала, что сотрудники правоохранительных органов планируют разогнать людей, как участников «несанкционированного митинга». Правда, ситуация разрешилась иначе: полицейские стали выгружать из машин гуманитарную помощь на радость ошеломленной аплодирующей толпе.

За четыре дня активисты собрали невероятное количество всего: почти 142 тонны были направлены фурами, то же, что переправлялось самолетами, микроавтобусами и частными автомобилями просто не взвешивали. К тому моменту, когда было объявлено о прекращении сбора помощи, чтобы сконцентрироваться на наборе волонтеров, стало ясно: в России что-то существенно изменилось.

Безусловно, людьми, которые пришли на смотровую площадку, или любую другую точку приема двигало чувство личной ответственности. Они были готовы действовать. К тому же очевидно, что со времени начала протестов в декабре прошлого года сформировалась сеть коммуникаций, которая эффективно объединяет людей. Если раньше она их разделяла, то теперь мобилизует.

Кроме того, народная помощь в итоге оказалась гораздо более действенной, нежели государственная: спасатели, например, все как один были обеспечены резиновыми перчатками и сапогами, без которых приходилось как-то справляться жителям самого Крымска.

Тем временем, как обращает внимание Гессен, российские власти в первые дни после катастрофы больше были сосредоточены на том, чтобы успеть до закрытия весенней сессии утвердить ряд законов по контролю над гражданским обществом. Среди них и акт об «иностранных агентах», и новый закон о клевете. Если вспомнить уже принятый закон о несанкционированных митингах, может создаться впечатление, что власть пытается вымостить себе путь к абсолютному контролю. Однако противодействие репрессиям в свете последних событий может оказаться очень серьезным, считает Гессен.

Нью-Йорк, Инна Санина

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Кавказ, Москва, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Выборы, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Закон об иностранных агентах, Западная пресса, Наводнение, Политический кризис, Статья УК о клевете,