Большой кавказский миф Тбилиси намерен вступить в Евросоюз уже в следующем году
У грузинских политиков этим летом в очередной раз проявилось обострённое желание войти в Евросоюз. Ни кризис еврозоны, грозящий ее распадом, ни серьезные экономические проблемы, парализующие одна за другой средиземноморские страны ЕС, ни нарастающая критика Брюсселя за раздувание Евросоюза в большой политический мыльный пузырь в Тбилиси никого не смущает. Да и чего стеснятся – осенью предстоят выборы в парламент, а в следующем году Михаил Саакашвили покинет пост президента. Кто его сменит? Или уже разрабатывается версия «кавказского тандема», опираясь на успешный опыт северного соседа? В любом случае доверчивый избиратель должен быть уверен в поступательном движении Грузии к вершинам европейского благосостояния.
Об этом пишет в авторской колонке для РИА «Новый Регион» обозреватель Илья Никифоров.
Михаил Саакашвили твердо намерен синхронизировать свой уход с поста президента (Конституция больше двух сроков не позволяет) с началом процесса присоединения к ЕС. Время обещаний, надежд и прожектов прошло, наступил этап твердых сроков. Правда, Брюссель об этом еще не знает. Недавно Михаил Саакашвили официально заявил, что Грузия должна добиться того, чтобы осенью будущего года на саммите Евросоюза в Вильнюсе получить заявку на членство в этой организации. Он, правда, имел в виду не только свою страну, но и те страны так называемого «Восточного партнерства» ЕС, кто будет к этому готов. В число этих стран входят Грузия, Азербайджан, Армения, Молдавия, Белоруссия и Украина. Но только Грузия уверена в том, что уже созрела.
«Мы уже ведем активные переговоры по всеобъемлющей свободной торговле и безвизовому режиму с ЕС, и думаю, что к осени будущего года эти переговоры успешно будут завершены. Мы уже серьезно продвинулись на этом пути», – сказал президент Грузии.
Имидж – все!
Амбициозные планы Михаила Саакашвили опираются, прежде всего, на тщательно выстроенный им за восемь последних лет образ Грузии, как маленькой, но гордой страны, окончательно вырвавшейся из цепких медвежьих лап северной империи, строящей, на основе либеральных и демократических ценностей, рыночную экономику. ВВП Грузии стремительно растет, благосостояние народа поднимается, коррупция искоренена, инвестиции пролились благодатным дождем. Плоды не заставят себя ждать. Естественно, что такая страна просто обязана стать маяком свободного мира в Закавказье и на Ближнем Востоке.
Для поддержания имиджа страны власти Грузии не жалеют ни слов, ни средств. Они совершенно справедливо уповают на народную мудрость: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Грузия опять принялась за развитие курортного бизнеса, инвестировав с помощью властей огромные средства в Батуми и Кобулети, продвигая торговые марки грузинских вин – и не важно, что торгуют ими голландцы – и …чая. Самое главное политическое достижение состоит в том, что политические партнеры Грузии, несмотря на убытки, поддерживают прямые авиационные сообщения, например, прибалтийских столиц или Украины с Тбилиси. А ведь еще лет пятнадцать назад в этот глухой горный уголок можно было долететь лишь через Москву или Стамбул.
Фобос и Деймос грузинской политики
Психологическая травма, вызванная неудачной августовской войной 2008 года, остается одной из главных тем сегодняшней грузинской политики. Вот недавно Тбилиси посетила Госсекретарь США Хиллари Клинтон и тут же заявила в интервью грузинскому телевидению, что никто не может гарантировать, что Россия вновь не вступит в военный конфликт с Грузией. «Невозможно давать стопроцентные гарантии, так как некоторые страны ведут себя непредсказуемо или предсказуемо, но в худшую сторону», – многозначительно отметила глава американской дипломатии. Кроме того, ранее она заявила, что США выступают «против оккупации и милитаризации Россией части грузинской территории» и призывают Россию выполнить свои обязательства, взятые в 2008 году по прекращению огня, предполагающие вывод войск.
Отвечая же на вопрос, сможет ли Россия помешать Грузии вступить в НАТО, она заметила, что такого права нет ни у кого. «У них нет права вето. Ни одна страна не имеет права накладывать вето на выбор, который делает другая страна», – цитирует Хилари Клинтон официальный сайт Госдепа.
Но чтобы грузины не слишком обольщались, глава госдепартамента объяснила, что не может гарантировать согласия на вступление Грузии в НАТО со стороны других членов альянса.
В ходе раздачи похвал и обещаний Хиллари Клинтон внесла свою лепту в укрепление имиджа Грузии, как экономически и политически успешной страны. По ее словам, к Грузии сегодня обращаются люди со всех концов света с просьбой делегировать своих экспертов для объяснения, как реформировать экономику и политическую систему страны.
Президент Грузии Михаил Саакашвили поблагодарил Клинтон за поддержку грузинской политики. Теперь у него стало еще больше оснований требовать у Брюсселя, считать Грузию Европой. Однако упрямые европейцы не всегда прислушиваются к мнению своих заокеанских партнеров. Так и в случае с НАТО Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен после саммита альянса в Чикаго охладил пыл Саакашвили, который незадолго до этого похвастался, что Грузия станет членом НАТО уже в 2014 году. Похвалив стремление Тбилиси, датчанин сказал, что «необходимо проведение еще многих работ, так как путь к альянсу не так прост».
По одежке не встречают, а провожают…
Обещание Михаила Саакашвили добиться от Брюсселя начала присоединения к ЕС уже с 2013 года опирается на сформированный популистский образ Грузии как страны экономически успешной. Возможно, в этом уверены и большинство граждан республики. Но сегодняшний Брюссель отличается от Брюсселя десятилетней давности, полагавшего, что безудержное расширение общего рынка труда, товаров и капиталов за счет Восточной Европы будет не столь болезненным, а плюсы перевешивать минусы. Однако чудовищно разросшийся ЕС стал плохо управляемым колоссом на глиняных ногах. Сейчас о расширении ЕС не идет и речи. Речь идет о распаде части институций ЕС. Даже успешные финны, готовы покинуть монетарный союз, если им придется покрывать убытки южан. А платить за амбиции Саакашвили не захочет никто из европейских тяжеловесов-доноров. Вот тут и становится важным приглядеться к грузинскому экономическому чуду, а может быть даже и сравнить успехи грузин с достижениями соседей. А ведь они так настойчиво в ЕС не рвутся.
Ключевыми моментами реформ в Грузии стало необычное сочетание очень либеральной экономической политики и полицейских мер по борьбе с коррупцией. Вот отсюда и появилось словосочетание «грузинский путь». Число министерств в Грузии в одночасье уменьшилось с 18 до 13, ведомств – с 52 до 34, Численность чиновников сократили чуть не вдвое. И значительно подняли жалование. На новые хлебные места пришли молодые грузины с опытом работы за границей.
В 2004 году Саакашвили, демонстрируя свой реформаторский радикализм, отменил ГАИ, а в следующем году и пожарную инспекцию, как рассадники повседневной коррупции. Полиция перестала «брать». Но выросло количество пожаров и смертность на дорогах. По некоторым данным вместе с аварийностью среднегодовая смертность на дорогах выросла четверть.
Основной причиной экономического роста – а он имеет место быть – грузинские власти считают собственные экономические преобразования: отказ от государственного контроля над экономикой, отмену лицензирования, импортных пошлин, либерализацию трудового законодательства, массовую приватизацию госимущества. ВВП Грузии в 2006 году составлял 3,3 млрд долларов, а в 2011 году – уже 14,3 млрд. На душу населения ВВП вырос за пять лет с 700 долларов до 3,2 тысячи долларов. В тоже время подскочил и внешний долг Грузии с 1, 7 млрд до 11,1 млрд. То есть совокупный внешний долг стал почти равен годовому ВВП.
В принципе такую картину можно было бы считать благостной и гордится ею вслух, если бы не одно но. Посмотрим, как обстоят дела у грузинских соседей, не рвущихся в состав ЕС. За последние 12 лет душевой ВВП Азербайджана вырос в 15,8 раза (7,9 тысячи долларов), у Армении в 5,8 раза (2,9 тысячи долларов), а у Грузии лишь в 4 раза. То есть, несмотря на внешние заимствования, международную помощь, реформы и инвестиции Грузия остается самым бедным государством региона и при этом темпы ее развития уступают темпам той же Армении, которая не ведет такой агрессивной внешней пиар-кампании, расхваливая себя и свои достижения.
Экономисты ЕС полагают, что формальный рост ВВП Грузии связан ростом внешней задолженности. В среднем около трети внешнего долга Грузии составлял государственный долг. Большую его часть образовали политически мотивированные кредиты международных организаций и западных государств. Кроме того, значительные средства страна получила в результате коммерческого кредитования частных и государственных организаций зарубежными финансовыми институтами. Ни Армения, ни Азербайджан таких финансовых вливаний не имели. Грузии удалось за счет кредитов модернизировать часть стратегически важных производств, но часть крупных проектов закончилась крахом, а, следовательно, инвестиции превратились просто в долги, которые придется отдавать. Так не удалось стимулировать развитие агропромышленного комплекса Грузии. Более того, оживление банковского сектора в экономике Грузии побудило направить кредитные средства не на собственные производства, а на импорт.
Забавно и то, что Грузия довольно успешно пережила мировой финансовый кризис за счет проигранной войны 2008 года. Помощь «побежденному» со стороны США помогла поддержать рост ВВП и рост среднедушевых доходов при относительно невысоком уровне безработицы и росте цен на 5-6%% в год.
Обещание Михаила Саакашвили довести свою страну до ЕС сыграет свою роль в ходе парламентских (2012) и президентских (2013) выборов. Но его политика построения либеральной экономики за счет раздувания пузыря политически обусловленных международных кредитов Евросоюзу не нужна. Тем более, когда способом гальванизировать экономику становится маленькая проигранная война. Ведь за имидж приходится платить. Вряд ли за имидж Грузии захотят платить европейские налогоплательщики.
Москва, Илья Никифоров
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».