AMP18+

Москва

/

Россия переживает кризис религиозного недоверия Служители культа всё больше похожи на бизнесменов, а не ревнителей вечных ценностей

Россия переживает кризис религиозного недоверия. Дело не в том, что жители страны перестали верить в Бога. Проблема заключается в том, что религиозные лидеры действуют таким образом, что подрывают доверие к себе со стороны верующих. Все чаще звучат опасения, что религия в России становится бизнесом, а служители культа – предприимчивыми и влиятельными дельцами. Такой кризис недоверия затронул не только православие, но и российский буддизм.

В настоящее время все чаще у верующих нашей страны появляются вопросы, связанные с тем, кто стоит за различными религиозными течениями в России. Причем не важно, кто именно, а важно то, с какой мотивацией они служат обществу, какую реальную помощь оказывают верующим.

Наше современное общество часто требует быстрых, конкретных и удобных вещей, которые дают ощущение быстрого результата. Поэтому на территории России стало традицией проводить различные мероприятия религиозного толка с претензией на развитие духовности. При этом прикрываясь высокими целями, по России начинают возить различные духовные ценности: святые мощи, предметы и вещи святых, реликвии. В конечном итоге все это приобретает гастрольно-коммерческий характер.

Как известно, особо отличилась в этом отношении Русская православная церковь, когда в Москву в печально прославившийся храм Христа Спасителя был доставлен пояс Богородицы. Скандал разгорелся из-за VIP-доступа к православной святыне. И не только это. Весьма сомнительно выглядят коммерческие структуры, которые расположились на территории все того же храма. На фоне шикарных автомобилей и часов, которыми обладают служители церкви, а также заявлений отдельных деятелей РПЦ о том, что православные верующие должны платить десятину, это выглядит очень вызывающе. Иногда складывается впечатление, что религиозные лидеры не понимают, что делают.

Подобное происходит не только в православии. Похожий кризис недоверия переживает и российский буддизм, где уже давно остро обсуждается аналогичная проблема, связанная с лидером калмыцких буддистов Тэло Тулку Ринпоче (Тэло Тулку Ринпоче родился в 1972 году в семье калмыцких эмигрантов в США. В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче был избран Шаджин-ламой – верховным ламой Калмыкии, – прим. «НР») и его организации.

При активной поддержке Тэло Тулку Ринпоче в России проходят постоянные гастроли со строительством песочных мандал и туры священных реликвий. В общем-то, это достойные дела при условии, что прибыль от этих мероприятий полностью отдается монастырями, а организаторы этих туров вкладывали бы свои средства.

Но получается совсем не так. Буддисты уже несколько лет обсуждают скандалы вокруг руководства фонда тура священных реликвий, которое на вырученные деньги оплачивало дорогостоящие перемещения на курорты на частных самолетах.

До настоящего времени нет никакого прямого отчета о финансовом состоянии этой организации, непонятно, куда идут деньги, которые приносят верующие в качестве подношений.

Точно так же неизвестно, куда идут деньги, собранные фондом «Сохраним Тибет» после тура буддистских реликвий в Бурятии, Туве и вообще в России. Эту организацию российские буддисты уже между собой называют «Продадим Тибет».

Причина для такого негативного отношения очевидна: происходит спекуляция на чувствах верующих, а различные религиозные деятели и связанные с ними «общественные» фонды превращают религию в театр, говорят буддисты. Если есть организации, реально желающие осуществить помощь страдающим тибетцам, беженцам, то эффективней всего осуществлять эту помощь непосредственно в месте их нахождения. И организаторы фондов, например, таких как «Сохраним Тибет», могут осуществить ее в странах, где все и происходит: Тибет, Индия, Непал.

Отдельно рядовых буддистов настораживает и вопрос политической активности Тэло Тулку, умноженную на критику XXIV Пандита Хамбо-ламы – главы Буддийской традиционной сангхи России, а также калмыцких лам, что может говорить не только о преследовании коммерческих целей, но и попытке калмыка американского происхождения возглавить буддистов России, стать Хамбо-ламой России. Последствия этого российских буддистов, как минимум, настораживают.

Зарабатывание имени, репутации и денег на духовных ценностях и религиозных чувствах верующих становится одной из характерных черт развития религии в России, а наша религиозная жизнь чрезмерно наполнилась политикой и коммерцией. И это уже не зависит от концессии и конкретной территории. Религия превращается в инструмент зарабатывания денег и управления населением.

Если сейчас общественность не задумается над происходящими в религиозной сфере процессами, то уже завтра не останется ни одного по-настоящему образованного ревностного служителя культа, а под их видом кругом будут зарабатывать «настоящие» бизнесмены.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,