Riot прибалтийских Pussy Постмодернизм проник в политику и международное право
Православные клирики в Прибалтике не одобряют излишне суровый приговор Pussy Riot, а российские соотечественники, наоборот, требуют ужесточения наказания. Латвийские и эстонские политики, в свою очередь, пользуются возможностью лишний раз указать на то, что их сосед якобы – средневековое, теократическое и авторитарное государство.
Об этом пишет в своем материале прибалтийский обозреватель «Нового Региона» Илья Никифоров.
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевичс, не дожидаясь официальной публикации решения суда, назвал приговор по делу участниц группы Pussy Riot, сплясавших «канкан» и прокричавших политическую речевку на солее Храма Христа Спасителя, несправедливым и необоснованным. Министра нисколько не смутило, что в традиционном представлении о международном праве это называется «вмешательством во внутренние дела».
Что ж, постмодернизм проник не только в искусство, но и в международное право и политическую практику. В частности, абсолютно постмодернистской стала и форма этого политического демарша. Латвийский министр, естественно, не делал официального заявления на брифинге для журналистов. Он высказался в своем микроблоге в Twitter. Как бы мнение от имени правительства, но и как бы выраженное не совсем официальным путем. «Приговор по делу участниц группы Pussy Riot несправедливый и необоснованный. Призываю Россию отменить его как не отвечающий основным политическим правам граждан», – «прощебетал» Ринкевичс в Twitter.
Еще большим поклонником политического постмодернизма оказался эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес. Он не просто высказался, опять же, в Twitter, но и сделал это на английском языке (хоть и с ошибками), демонстративно проигнорировав государственный эстонский язык. На нем, воспитанный в США президент Ильвес, говорит тоже с «погрешностями». Эстонский президент старательно сформулировал исполненную желчи и иронии фразу: «Witch-trials for blasphemy and visa-free travel defined a «common European civiiization»... in the 13th Century». По-русски это было примерно так: «Охота на ведьм и возможность путешествовать без виз определяли обычную европейскую цивилизацию....в 13 веке».
Литовские официальные лица оказались, как и подобает католикам, более консервативными – они глубокомысленно промолчали. Свобода слова была предоставлена немногочисленным, но горластым активистам разноцветных неформальных движений. Под странным лозунгом «Автозак на воздух – Pussy Riot на свободу» на одну из столичных площадей вышли литовские сторонники Pussy Riot. Рисковать протестовать в церквях или «взрывать» автозаки литовцы не осмелились, ограничились словами.
Пара десятков молодых латышей пришла помитинговать у посольства России в Риге. Организаторов пикета отсутствие многолюдной поддержки не смутило, так как, по их мнению, внешнеполитическими вопросами «большая часть общества не интересуется». Латыши не концентрировали внимание на политическом измерении московского процесса и уверяли, что для них речь идет исключительно о праве на свободу художественного самовыражения. За художественные де «проделки» в правовом и демократическом государстве сурово наказывать нельзя.
В Хельсинки же сторонники Pussy Riot стали больше рисковать и пытаться сплясать в Успенском соборе Финляндской православной церкви Константинопольского Патриархата да еще и под предводительством финского мужика, а именно профессор мировой политики Хельсинкского университета Тейво Тейвайнена. В итоге – профессор попал за это под следствие, а православные финны внимательно приглядываются, кто и зачем идет в церковь. На этот раз три горячие финские девицы разделись у ворот российского посольства и показали дипломатам… плакат «Свободу Pussy Riot». Постояли, померзли на балтийском ветру, взялись за руки и пустились водить хоровод. Затем стали мешать проезду посольской машины. Приехала полиция и акцию завершила.
Наиболее злобно отреагировала на приговор Хамовнического суда известная в Эстонии, но постоянно проживающая в Финляндии, политолог, главный редактор официального эстонского журнала «Дипломатия» Иви Массо. Она возмутилась тем, что подсудимых девушек держали в «аквариуме» и приговор они слушали закованные наручники. Даже норвежского убийцу Брейвика содержат в лучших условиях, заявила Массо. А затем она произнесла филиппику в адрес Эстонской лютеранской церкви: «Наша лютеранская церковь находится в постыдной ситуации, потому что с самого начала горячо выступала против Pussy Riot».
Политики же из среды российских прибалтийских соотечественников, как правило, относятся в приговору Хамовнического суда с пониманием и сочувствием. Депутат латвийского Сейма и бывший вице-мэр Риги Сергей Долгополов своим избирателям попытался разъяснить, что в некоторых странах подсудимым панк-феминисткам грозило бы еще более жесткое наказание. Если бы подобный эксцесс произошел в арабской стране, то нарушительницам не пришлось бы предстать перед судом, так как их вынесли бы из мечети «ногами вперед», считает Долгополов. Так как этот аргумент приводится довольно часто, то можно предположить, что у части российских и «соотечественных» политиков укрепилось мнение о неизбежной в перспективе исламизации России.
Примечательно, что православные клирики в Прибалтике стараются всячески дистанцироваться от приговора Хамовнического суда. 85-летний Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий непонаслышке знает, что такое тюрьма. Он в хрущевские времена отбыл изрядный срок за «религиозную пропаганду». По его убеждению, высказанному до оглашения приговора: «Церковь не является сторонницей строгого наказания. Я думаю, то, о чем я и сказал, то же самое говорит и Церковь – если они признают, что сделали нехорошее, и если скажут, что никаких таких дел не собираются больше делать, то все этим и закроется».
К сожалению, евангельские убеждения эстонского владыки оказались далеки от «внутреннего убеждения» московского судьи. Известный колумнист портала «Православие и мир», клирик Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Игорь Прекуп публично дал оценку приговору, вынесенному панк-группе Pussy Riot. По его мнению, «акция была идиотской и кощунственной». Но «то, что развернулось после – это совсем другое дело. И есть подозрения, что всё, что развернулось после, было кем-то спланировано. Это и привлечение к уголовной ответственности, и избрание самой жесткой меры пресечения – заключение под стражу (особенно на фоне других случаев, когда убийцы до суда гуляют на свободе), и сам приговор. Последствия имели явно политический характер».
Православный клирик уверен, что акция была, прежде всего, откровенно политической. А суд к ним не предъявлял претензии как к политической группировке, выступившей против кандидата в президенты. Суд, – считает протоиерей Игорь Прекуп, – использовал аргументы из церковного права, причем по-дилетантски и демонстративно передергивая.
«Из всего этого создается впечатление, что кому-то наверху (не выше земли) очень хотелось подставить Церковь и лично ее Патриарха. Для чего и был запущен этот проект. Это мое личное мнение, и если мне представят убедительные доказательства моей неправоты, я буду только рад», – сказал православный священник.
Его возмущают аргументы, которые используют для того, чтобы, подставляя церковь (власть якобы ни при чем, она претензий не имеет; получается, если бы у церкви их не было, девушек не за что было бы судить), разыграть политическую карту.
Таллинн, Илья Никифоров
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».