AMP18+

Москва

/

Западу мешает ресурсный национализм Глобальная схватка за полезные природные ископаемые продолжается

image

Естественные ресурсы планеты с ужасающей скоростью сокращаются. Прямым последствием этого процесса стал ресурсный национализм. Несмотря на то, что истоки ресурсного национализма многие видят в коммунистической идеологии, тенденции последнего времени говорят о том, что в действительности проблема гораздо масштабней. Пропасть между теми, кто нефтью обладает, и теми, у кого её нет, растет и подогревается в подобного рода нео-национализме. Об этом пишет британская газета The Daily Mail.

Издание отмечает, что появившись из глубокой паранойи и примитивного страха потерять контроль над ресурсами из-за географических границ, ресурсный национализм проникает все глубже – энергетический маятник качнутся от Запада в сторону обделенного нефтью и газом Востока, где Китай и Индия стремятся получить доступ к ископаемому топливу.

В контексте того, что спрос рождает предложение, баланс сил активно сдвигается в пользу восточного экономического блока. В этой связи издание обращает внимание на позицию Индии относительно использования собственных природных ресурсов. Дели считает все, что хранит земля – драгоценно, а, следовательно, должно быть защищено, распределено с умом и оптимизировано для национальной казны.

Индира Ганди в конце 1960-х и в 1970-х годов следовала именно этой политике ресурсного национализма и национализации. Как пишет газета, прикрываясь спецификой бренда псевдосоциализма, она национализировала все, что только возможно, в результате получив полный контроль над государственной собственностью.

В скором времени она провозгласила на законодательном уровне национализацию 14-ти крупнейших банков страны. Уволив министра финансов Морарджи Дезаи, она получила полный контроль над правительством. Ганди национализировала страховые компании, угольные шахты и нефтяную промышленность. На место западных компаний, исчезнувших за одну ночь, пришли государственные монополисты. От подконтрольной экономики Индия пришла к частично контролируемой за счет своего рода «освобождения».

С сокращением природных ресурсов страны вроде России и Венесуэлы пытаются огородить себя от внезапных нападок извне, пишет издание. Согласно данным консалтинговой компании PFC Energy, лишь 7% мирового запаса нефти и газа находится в странах, которые допускают частные международные компании к свободному использованию своих ресурсов. Кроме того, около 65% находятся в руках государственных компаний, как например, Aramco (в Саудовской Аравии) и других в странах, в частности, в России и Венесуэле, куда почти нет доступа западным компаниям.

Исследование PFC показывает, что политические факторы ограничивают возможности увеличения мощностей по добыче ресурсов в Мексике, Венесуэле, Иране, Ираке, Кувейте и России. Саудовская Аравия также ограничивает роста добычи, однако в отличие от всех остальных – по собственному желанию.

В результате отсутствия доступа к ресурсам стран Exxon Mobil не инвестирует в разведку запасов нефти даже те объемы, которые были в 1981 году.

Издание обращает внимание, что сильное swadeshi (движение в защиту товаров отечественного производства), защитившее индийскую промышленность, произошло по причине осознания того, что властью над нефтью обладает небольшая группа людей. Семь нефтяных корпораций в США и Европы фактически представляют из себя олигархию. Пять из них американские Chevron, Exxon, Gulf, Mobil и Texaco, одна британская British Petroleum и нидерландско-британская Royal Dutch Shell.

Сейчас ситуация изменилась. Согласно прогнозам экспертов, лишь четыре компании смогут выжить за счет слияний – Shell, Exxon Mobil, Chevron и BP. Такому варианту развития событий способствует то обстоятельство, что государства, обладающие ресурсами, ощутили на себе опасность сложившегося положения, своего рода эксплуатацию «большими братьями», и взяли курс на ресурсный национализм.

Президент Венесуэлы Уго Чавес на данный момент в авангарде этой политики. Он нанес удар в 2007 году, взяв под свой контроль частные нефтяные скважины и превратив их в Orinoco Belt. Скважины, которые принадлежали США и Британии (Exxon Mobil, Chevron, BP and Conoco Phillips), были национализированы. Активный антиамериканист Чавес даже разместил там национальный флаг. А когда Conoco Phillips отказалось подчиниться указу – он заморозил все активы компании.

Как считает издание, развитие в странах, подобных Венесуэле, определяют иностранные инвестиции. В этой ситуации, отобрав доступ к ресурсам, Чавес также сократил число инвесторов и объем финансовых потоков. Между тем, венесуэльский лидер поступил точно также, как в своем время сделал президент России Владимир Путин, превратив крупнейшие мировые запасы нефти в настоящий поводок.

Взяв в свои руки рычаги управления нефтяными активами, Путин получил контроль над западным миром, пишет издание. Ранее в этом году в Санкт Петербурге он продемонстрировал более мягкий поход при обсуждении своих активов и чужих технологий, подчеркнув, что западный капитал и технологии в конечном счете имеют решающее значение. Однако дальше этого он не зашел, подчеркивает газета.

Издание напоминает о заявлении Путина, который сказал, что 25% российской нефти производится компаниями в сотрудничестве с иностранными партнерами. Именно эта цифра по идее должна была подчеркнуть открытость отрасли для иностранного капитала.

Тогда же российский президент подчеркнул, что далеко не во всех странах такое активное участие принимают иностранцы. Например, в Мексике, где проходил саммит «Большой Двадцатки», почти весь контроль принадлежит государству, а в Норвегии, которая ориентируется на рыночные тенденции, всего одна крупная компания Statoil.

Тем временем список стран, которые берут на вооружение политику ресурсного национализма, расширяется. Так, Аргентина отобрала контроль над YPF у её испанского владельца Repsol, трудности ТНК-ВР в России кажется никогда не закончатся. Кроме того, даже в Англии и Австралии прослеживается такая тенденция – там сигналом стало увеличение налогообложения.

Однако возможно, что эти угрозы снижаются, в то время как конкуренция может реально привлекать инвестиции. По оценкам экспертов, что нынешняя ситуация сложилась из-за глобального сокращения расходов. В этой связи ресурсные националисты могут либо продолжать отказываться от иностранного участия в проектах в ущерб себе, либо смириться с правилами игры, которые создают условия для реализации крупных проектов (с них в будущем можно получать ренту), и не запугивать новых инвесторов, желающих вкладывать свои капиталы.

Лондон, Инна Санина

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Ямал, Урал, Центр России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,