AMP18+

Москва

/

FT: На пути России в Азию пропасть шириной с Волгу Дальневосточные амбиции Кремля не соотносятся с реальностью, считает британская газета

Все внезапно устремились в Азию. В прошлом году свой поворот совершили Штаты, устроившие целое шоу, чтобы закрепить свои позиции в регионе. Архипелаг Самоа в южной части Тихого океана сменил часовой пояс, чтобы хоть как-то сблизиться с Азией. Теперь на Восток направилась и Россия, пишет авторитетная британская деловая газета The Financial Times (перевод РИА «Новый Регион»).

Президент Владимир Путин на прошедшем во Владивостоке саммите АТЭС, который впервые принимала у себя Россия, отметил, что «ландшафт мировой экономики меняется на глазах». Владивосток – изолированный город с населением около 600 000 человек. Однако, инвестировав в его развитие $20 млрд, Путин рассчитывает превратить это место в трансевразийский центр.

Как отмечает газета, до последнего времени Россия просто игнорировала Восток. Хотя две трети российской территории находится в Азии, но на неё приходится лишь четверть внешней торговли РФ, тогда как добрую половину занимает Европа.

Владивосток лишь в 1860 году формально стал частью России после поражения Китая в опиумной войне. В 1890 году, когда Чехов посетил Сахалин, город был колонией для каторжников. Только в 1903 году с введением в строй Транссибирской железной дороги удаленность стала менее сказываться на Владивостоке. Однако, как отмечает издание, даже в советские времена город был скорее крепостью, нежели стратегическим транспортным узлом. Владивосток служил базой военно-морского флота, и являлся закрытым городом.

Сейчас попытки России стать евразийским Янусом, смотрящим в обе стороны света, кажутся убедительными. Азия противопоставлена застоявшейся Европе. Согласно аналитическим данным, рост в развивающихся странах Азии в этом году составит 6,6%, тогда как в Европе ожидается спад на 0,7%.

Россия пытается за этот рост ухватиться, увеличивая объемы торговли с Китаем. В 2012 году этот показатель ожидается на уровне $80 млрд, что уже превосходит оборот с Германией ($50 млрд) и США ($34 млрд). К 2020 году рост должен составить до $200 млрд.

К 2010 году объемы торговли с Южной Кореей за пять лет выросли втрое до $18 млрд, а с Японией за этот же период удвоились до $23 млрд. В планах России – дальнейшее увеличение объема экспорта нефти и газа в связи с планами Японии отказаться от атомной энергетики. После катастрофы на Фукусиме импорт российской нефти в страну продолжал расти. Благодаря транссибирскому нефтепроводу, выходящему к порту Козьмино, в непосредственной близости к Японии – этими показателями рост не ограничится.

Российская бизнес элита полагает, что без участия России должного роста Азии не достигнуть. Хотя, как считает газета, в подобном заявлении больше бравады, чем правды, суть все же ясна – азиатские ресурсы более чем ограничены. В таком контексте нельзя забывать, что Россия крупнейший экспортер газа в мире, а по экспорту нефти уступает лишь Ближнему Востоку. Кроме того, страна обладает бесчисленными объемами леса, и, согласно заявлению Путина, готова увеличить вдвое, а то и втрое объемы экспорта зерна в регион.

В дипломатии Россия также ориентирована на Восток. Хотя остались в стороне торговые отношения с Вьетнамом и Новой Зеландией, Москва фокусировалась на переговорах с Пекином. Российские и китайские лидеры не засиживаются в своих столицах, обсуждая внешнеполитические вопросы. Москва и Пекин координируют свои усилия по решению сирийской проблемы, участвуют в переговорах по ядерной угрозе со стороны Северной Кореи. Не случайно Путин расценивает уровень российско-китайских отношений, как «беспрецедентно высокий».

Между тем газета обращает внимание на пропасть шириной с Волгу между азиатскими амбициями России и реальностью. Основной проблемой по-прежнему остается логистика. Лавиной расходов на мосты, дороги и новый аэропорт не перекрыть существенный разрыв в развитии инфраструктуры в сравнении с Азией. Шанхайский порт в 10 раз превосходит возможность по перевозкам всех дальневосточных портов России вместе взятых. Российский бизнес признает, что основная масса экспортеров страдает от того, что ни дороги, ни порты не готовы к повороту на восток, констатирует издание.

При этом, как отмечает FT, Россия не может себя на 100% чувствовать в Азии, как дома. На протяжении десятилетий Москва опасалась, что китайское население заполонит малозаселенную Сибирь. Азиатские бизнесмены на прошедшем саммите АТЭС подняли вопрос о искусственно усложненной процедуре получения российской визы. Многие из них по этой причине просто проигнорировали форум.

В то же время Россия и Япония официально все еще находятся в состоянии войны и не решили территориальный спор относительно Курил. Это не значит, что Япония прекратит закупку нефти и газа, однако вряд ли так легко России дастся инвестирование на Дальнем Востоке.

Россия не внушает инвесторам доверия. Mitsui и Mitsubishi по прежнему «Газпрому» предпочитают Shell. Даже Китай, чья охота за ресурсами привела страну в Африку и Латинскую Америку, осторожничает. Ещё не было случая, когда инвестиционный климат в России был достаточно зрелым или даже просто понятным Пекину, цитирует FT авторитетный источник в Китае, который пожелал остаться неизвестным.

Так или иначе, Москве предстоит многое сделать на азиатском направлении. Когда ВТБ первым открыл официальное представительство в Шанхае – не нашлось ни одного русского банкира, знающего китайский язык.

Будущее России, может, конечно, оказаться и на Востоке, однако течение истории ведет ее в противоположном направлении, заключает FT.

Лондон, Инна Санина

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,