Шойгу стал героем тувинского богатырского эпоса «Спустился он в образе человека-богатыря в чугунных доспехах»
Губернатор Московской области Сергей Шойгу стал героем тувинского богатырского эпоса. Автором сказания «О Буга тур Шойгу» («О богатыре Шойгу») стал сотрудник Тувинского госуниверситета Айбек Соскал. По его словам, к созданию эпоса о Шойгу, в котором также упоминаются руководители страны Владимир Путин и Дмитрий Медведев, его подтолкнуло желание жителей Чукотки написать эпос об их экс-губернаторе Романе Абрамовиче.
«У нас в Туве, у малочисленного народа тувинцев и тоджинцев тоже есть герой. Идея эта родилась в кругу друзей в ТувГУ – идея написания богатырского эпоса «О Сергее Кужугетовиче Шойгу, спасателе Кам-кижи», – говорится в аннотации, опубликованной на сайте «Международного фонда развития Тенгри», занимающегося исследованием мировоззрения народов Азии.
Соскал отмечает, что в своем произведении попытался восстановить прерванную традицию эпических повествований о современниках.
«Богатырский эпос «О Буга тур Шойгу» – это моя лабораторная работа по реконструкцию всего того, что я сам смог понять и уяснить для себя, – пишет Соскал в пояснительной записке. – Для меня важно было сохранить эпические традиции преемственности, правдивости и историчности».
По его словам, основой эпоса стали тувинские героические эпосы, исторические легенды, сказки и тэнгрианская философия древних тюрков и монголов.
«Профессор Н. В. Абаев провел исторические изыскания о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант), и его сына Кучутуга (Кучулук-хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, который принял христианскую веру. Его образ удачно вошел в героический эпос, об этом будет сказано отдельно», – добавил автор эпоса о Шойгу.
Примечательно, что в эпосе также фигурирует имя президента России Владимира Путина.
«Избранный Небом, потомок Синего волока Эрцих ни – Кол-Ай, сын Бору – волка (Борис) – Главный волк, говорящий с Луной (ай), оставил после себя богатырей «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Владеющий и миром (Делегей ээзи), – говорится в сказании.
Есть в эпосе и упоминание о премьер-министре Дмитрии Медведеве. «Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич ) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека».
РИА «Новый Регион» приводит текст сказания «О богатыре Шойгу» полностью:
Эпос «О богатыре Шойгу»
Слушайте и запоминайте, узрите истину и правду моих слов, передавайте сыну, дочери и внукам «О доспехах богатыре Шойгу», который родился между двумя драконами в долине Хемчик, у реки Хондергей.
Со времен сотворения мира тыва кижилер (тувинцы) жили между спящими Улу- драконами в шести долинах. В одной из этих долин проживало племя Кужугет.
Они, как все люди тывар тывалар, своей силой (Кужу-биле) и ловкостью добывали диких животных, собирали дикие растения, пили чистую воду, радовались жизни.
Однажды по велению зова предков их старейшина поднялся на священную гору «Чингирлээн», принял позу для Харам и провел ритуал Тейлээр поклонения Создателю (Чаякчы ). Он ничего не жертвовал, священного огня не разводил. Он просто молился, говорил: «Создатель, я твой сын на земле «хос подум» («я пустой») не обременяю тебя просьбами, благодарю тебя, что живу на земле. Когда мне холодно, не говорю холодно. Когда жарко мне, не говорю тебе жарко. Создатель, чтоб согреть пищу, вы дали дерево и уголь для огня. Для утоления жажды – чистую горную воду. В тайге обитают дикие животные и растения, которые дают моему телу земную силу».
После девяти дней моления вождь спустился в долину и жена его после девяти лун родила сына крепкого, кучерявого, с носом как дикий лук.
После Той предки дали ему прозвище «сергек» («бодрый»). Он рос сильным, бодрым, шаловливым. Его характер был в его имени. Пил живительную воду горных ручейков, целебную воду аржаанов, вдыхал в себя холодный Сай Улу («северный Дух») и жаркий летний южный Танды-Уула.
Когда он вырос и окреп, спустился вниз по воде, словно рыба мыйыт, получил он знания у старцев на берегу реки Эне-Сай, в большой красной юрте. Стал он, после долгих лет учебы умным, сильным и могучим, как Буга (бык). Строил он в далеких землях заводы и дома, творил добро.
В народе шести долин и тайги зашептали – «Родившийся в племени Кужугет парень по имени Сергек-Сергей творит чудеса, внизу по течении реки Эне-Сай. Слава о нем растет с каждым прилетом драконов-Улу, гром и молнии извещают о его делах тувинскому народу». «Вернется ли богатырь на родную долину?» – шептали в народе о защитнике рода, племени Кужугет. Курай – Курай – Курай.
Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла, долетел по лучам утренней зари до херим (забор, кремль) и спустился он в образе человека богатыря в чугунных доспехах.
Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле, увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему «хуурек» («лопата»), словно меч богатыря в сказках и легендах.
Избранный Небом, потомок Синего волока Эрцих ни – Кол-Ай, сын Бору – волка (Борис) – Главный волк, говорящий с Луной (ай), оставил после себя бугатырей «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Владеющий и миром (Делегей ээзи).
Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич ) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека. И сказали те бугатыри Сергеку «Ты спустился к нам от Вечного Синего Неба – Тенгри, владеешь волшебством неведомым для нас, у тебя орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя, будешь – СПАСАТЕЛЕМ (Амы-Тын алыры) нашей земли, от восхода до заката в образе Орла будешь облетать матушку-землю, остерегать от беды, от медведя до мышей. На море и океане и в реках спасать от кита до карася.
Его сила «КАМГАЛЫКЧЫ» простирается везде, где свет Солнца и Луны достигают землю и моря. Оберегать все живое на земле – это его судьба, дарованная Вечно Синим Небом – Тенгри. Для племени Кужугет он стал могущественным спасателем: как орел, взлетая высоко, от восхода до заката посещал верхний мир и земли от Севера до Юга облетал. В срединном мире, как бык служил людям. Как мышь успевал и заглядывал в страшный, подземный мир, узнавал про тайные дела Эрлик-Хаана.
За свои заслуги перед народом живущих под Вечно Синим Небом, он отмечен славой демдек Маадыр (герой) Буга дыр. Сакральные числа 1- 999 отметили его бессмертие.
Собрал вокруг себя богатырей, которые едины духу и по делам праведным, народу истину просвещать. Во всех уголках земли от восхода до заката его сторонники сидят, поддерживают нить единого дыхания с ним под Вечно Синим Небом -Тенгри.
Тайна рождения Сергек-кижи – спасателя земли.
Общий предок Ада-Тюрков Синий волк, хозяин земель, простирающих от восхода до заката, там, где вечно светят Солнце и Луна. Великий дух, Тын Синего Волка охраняет род племени Кужугет и распространяется на все народы живущих в лесах и горах, степях и пустынях, на берегу рек и морей. Его дух-Тын как луч света объединяет его с животными, растительным и водным миром, вселяя надежду быть- найденным, спасенным, оживленным, сохраненным.
Его Богатырское тело, его родные, обрели доспехи Шой – чугун, не боятся ни жары, ни холода и в народе про них говорят Шойгулуг улус. Его волшебство – хулгаазын состоит из духа – Тын, Создателя Тенгри. Он бессмертен под Вечно Синим Небом – Тенгри, пока живет племя Кужугет, живут и другие племена Тыва чон.
Я, потомок рода «Адыг-Тулуш», живущий испокон веков на берегу реки Улуг-Хем у скал Улуг-Хая горы Буура -Даг и Танды-Уула и священной горы Хайыракан, – земной свидетель под Вечно Синим Небом и Духом Синего Волка, подтверждаю, что это правда. Я сказку и легенду не сказывал, он живой и будет жить на земле пока одет в свои доспехи из чугуна (Шойгу).
Адыг-Тулуш глаголет: «Слушайте свидетеля Синего волка. Когда его дед провел ритуал Харам и Тейлер, Создатель увидел, что он, не разводил священный костер, и не брызгал арагу и не просил ничего от Создателя, несмотря на свои страдания за свой род-племя Кужугет.
Создатель дал родившему ребенку демдек – знак неба, темно-синее пятно ниже поясницы, частицу себя Вечного Синего Неба-Тенгри!
А отцу ребенка Вечное Небо возвратил память о предках, его родовые корни берут начало от славных Уйгуров племени найман.
Кучутуг-Хаан, сын Таян Хана, после исторической битвы у реки Иртыш на Алтайских землях ушел от Чингине –Хаана в страну Урянхай.
В местечке Кызыл-Даг в Бай-Тайге, где покоится прах Буга туров племени найманов, остался улус Кучутуг хана, хранитель могущественного очага Таян-Хаана. С легкой душой он прославил себя как полководец, был Царем в Средней Азии. Кучутуг Улус за 900 лет в долине реки Хемчик стал именоваться как племя Кужугет.
Вот и эпосу конец, кто слушал меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету купит и сохранит, и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди о нем. А кто придет на Великое камлание, тот очистится, будет храбрее, умнее, доблестнее. Вечное Синее Небо после девяти шагов вас приметит и лучами утренней зари отметит.
О сакральном
С тех пор каждые 900 лет рождаются великие Бугатуры и события на земле. Тувинские «Камгалакчы» (шаманы) Небесного происхождения общества «Адыг-Ээрен» проводят с прошлого года ( август 2011 года) Великое камлание девяти ритуальных костров. Девять Кам-кижи из девяти кожуунов во время ритуала встречи первых солнечных лучей «Эртенги –Хун» в образе небесного Орла делают «Девиг» – первые девять шагов, начало начал, посвящая его предкам – Буга турам.
Камлание проводится, для того чтобы духи предков воинов не проникли в душу слабых, пьяных и больных. Первые лучи утренней зари пронзают наши тела, очищают Тын, делая его чистым в делах, как небо светлым, желание и помыслы народа как солнце теплыми, терпение и страсть холодными как луна.
Этот обряд проводится и в августе в день животноводов в честь Тувинского народа, в честь вождей – древних Ада Тюрков и сынов Синего Волка и Правителей Тувинского народа. Оршээ Хайыракан ! Не буду творить плохое народу, Небу и Матери земле – пусть меня покарает Создатель, а Эрлик- Хаан заберет к себе. Оршээ ! Оршээ! Оршээ, моя тайга Танды –Уулам, Сайлыг –Улу, Улуг-Хемим.
Под Вечно Синим Небом – Тенгри все равны. Небо дает права человеку – быть избранным!
Москва, Анастасия Смирнова
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».