AMP18+

Москва

/

Россия будет долго страдать Процесс привыкания к будет долгим и мучительным

В России начался процесс мучительной адаптации к более медленному росту доходов государства, бизнеса и потребителей. Темпы роста экономики больше не будут прежними, а значит, Россия будет вынуждена измениться навсегда. Об этом было заявлено на конференции агентства Standart & Poor's «Россия в международном контексте», прошедшей в Москве во вторник, 16 октября.

«Финмаркет» приводит наиболее интересные выдержки из выступлений на этой конференции.

Кай Штукенброк, старший директор S&P: Ситуация в России выгодно отличается от той, что была в конце 2000-х годов. В результате кризиса некоторые пузыри сдулись, произошла чистка финансовой системы, укрепилась экономика. Россия вышла более сильной из кризиса. Центробанк перешел к новой курсовой политике. Может быть, она внесла некоторую нервозность на валютном рынке, но в целом оказывает позитивное влияние на экономику.

Поэтому суверенный рейтинг России останется стабильным – на уровне ВВВ. Но при сохранении примерно на нынешнем уровне цен на нефть. Их изменение на 10% ведет к снижению или увеличению доходов бюджета примерно на 1,4% ВВП.

При падении среднегодовой цены нефти до $80 за баррель суверенный рейтинг России снизится на один пункт.

При более шоковом сценарии, когда нефть рухнет до $60 за баррель, рейтинг может потерять до трех пунктов.

Маловероятно, что в ближайшие годы нефть будет расти в цене также как в 2000-х годах, когда она подорожала в пять раз. Поэтому и докризисных темпов роста экономики в России не будет. Мы говорим о темпах роста на ближайшее трехлетие на уровне 3% в год и это – тренд понижающийся.

Не смогут расти прежними темпами и доходы бюджета. Бюджетные проблемы накладываются на снижение рейтинга президента, хотя и не такое сильное, как в некоторых странах Европы. Это стимулирует щедрые бюджетные расходы. В S&P ожидают, что расходы только на пенсионную систему и здравоохранение увеличатся с 13% ВВП в 2013 году до 25,5% в 2050 году.

Елена Ананькина, старший директор S&P: «Нефтегазовый сектор сильно зависит от настроения государства»: Кредитные рейтинги российских нефтегазовых компаний достаточно высоки на фоне других корпоративных заемщиков. Средний уровень ВВВ-, что соответствует положению других крупных мировых компаний, работающих на развивающихся рынках.

Сильные стороны нефтегазового сектора с точки зрения кредитного рейтинга:

Возможность пользоваться «естественным валютным хеджем»: когда цены на нефть падают, из-за сильной зависимости от них валютного курса рубля снижаются внутренние издержки компаний и налоговые платежи. Размер прибыли меняется, но не так сильно, как можно было бы ожидать. Компании выдержат снижение цен до $80 за баррель;

По показателю отношения операционного денежного потока к скорректированному долгу (учитывающие обязательства по выводу активов из эксплуатации, балансовые обязательства) российские компании выглядят очень неплохо по сравнению со своими мировыми конкурентами.

Основные слабые стороны:

Концентрация активов только в России; отсюда невозможность распределить страновые политические и макроэкономические риски;

Сильная взаимозависимость нефтегазового сектора и государственных финансов.

Уже сейчас у российских компаний прибыль на баррель нефтяного эквивалента ниже, чем у других компаний мира из-за большого налогового бремени. Неизвестно, не возникнет ли у российского правительства желание решить свои бюджетные проблемы при резком падении цен на нефть за счет нефтегазовых компаний. Мы уже были свидетелями того, как перед выборами было фактически запрещено повышать цены на бензин.

Едва ли возможен возврат инвестиций в новые месторождения, за счет которых может обеспечиваться рост добычи. В последние годы основную прибавку добычи обеспечила «Роснефть» за счет ввода Ванкорского месторождения в Восточной Сибири благодаря беспрецедентным налоговым льготам. «Получается, увеличивается зависимость нефтяных компаний от решения госорганов по каждому новому инвестпроекту».

Маржа от нефтепереработки в России намного больше, чем в Европе. Фундаментальная причина этого – налоговый арбитраж. На самом деле российские нефтеперерабатывающие заводы разрушают стоимость: мазут, который они производят, стоит дешевле нефти, плюс затраты на переработку и транспортировку нефтепродуктов, которые выше, чем на перевалку нефти. Но так как пошлины на экспорт нефтепродуктов ниже, чем пошлины на нефть, все окупается. Мы сильно сомневаемся, что такая ситуация устойчива.

Сергей Вороненко, ведущий аналитик S&P считает, что «госбанки останутся локомотивом кредитования экономики».

С 2008 года 80% заимствований за рубежом российскими кредитными организациями приходится на пять крупнейших госбанков. И разрыв в возможностях заимствований между крупными и небольшими банками будет сохраняться. Госбанки будут основными локомотивами кредитования российской экономики.

Очень динамичный рост кредитных портфелей крупнейших российских банков со второй половины 2010 года и в 2011 году привел к тому, что подушка капитала (показатель достаточности капитала – «Финмаркет») оказалась под очень существенным давлением. Для восстановления финансового положения банкам скорее всего придется снижать темпы роста или прибегать к поиску альтернативных источников пополнения капитала. Возможности капитализации за счет акционеров ограничены.

Будет расти интерес банков, прежде всего государственных и крупнейших, к «гибридным» источникам пополнения капитала. Вслед за ВТБ бессрочные субординированные облигации выпускает «Газпромбанк».

Доходы банков России находятся на очень хорошем уровне, но неустойчивы. Большое влияние на этот результат оказало восстановление ранее созданных резервов по ссудам. В 2009 году на создание резервов уходило до 50% операционных доходов, в 2010 году – уже только 22%, в 2011 – 9%, в первой половине 2012 года в годовом выражении этот показатель равнялся 8%. Понижательная тенденция будет сохраняться.

Средневзвешенная маржа по 30 крупнейшим банкам в 2011 году составила 5,3%. В 2012-2013 годах она будет сохраняться в пределах 4,5-5,0% с небольшой негативной коррекцией на удорожание привлеченных ресурсов. Показатель возвратности на капитал будет в пределах 15-20% (по итогам 2011 года – 18,5%).

Показатель операционной эффективности у частных банков почти вдвое хуже, чем у госбанков, что несколько парадоксально. Крупнейшие Сбербанк и ВТБ очень сильно приукрашивают картину всем госбанкам: маржа у них почти вдвое выше, чем у других госбанков.

Мы наблюдаем стабильное улучшение качества банковских активов, и эта тенденция будет сохранена.

Для российских банков характерна высокая концентрация рисков кредитных портфелей:

Концентрация на отдельных заемщиках: в России этот показатель почти в полтора-два раза выше, чем в других странах с таким же рейтингом банковской системы, и продолжает ухудшаться;

Географическая концентрация на кредитовании только российской экономики;

Концентрация на кредитовании связанных сторон и отдельных отраслей.

В январе 2009 года ЦБ предоставил банкам обеспеченных и необеспеченных кредитов на 3,5 трлн руб., что составило тогда порядка 14% их совокупных обязательств. За 2012 год этот показатель вновь стал расти увеличившись с 3% почти до 6%. Многие российские банки просто финансируют свою деятельность за счет привлеченных средств ЦБ. Многие банки выбрали установленные им лимиты почти наполовину, какие ресурсы они планируют привлекать дальше – неизвестно.

Существует опасность очень быстрого перехода риска фондирования, который снижается сейчас за счет средств ЦБ, к риску ликвидности, как это было в 2012 году.

Борис Копейкин, директор S&P считает, что региональные и муниципальные бюджеты тратят чуть более 12% ВВП страны, но слабо представлены на рынке заимствований – всего 36 эмитентов облигаций на 360 млрд руб.

Но в скором времени заимствования неизбежно будут расти. Местным бюджетам надо привыкать к ситуации, когда доходы растут очень медленно. Даже психологически и политически это очень сложно делать после десятилетия бурных темпов роста доходов.

В этом году для региональных и муниципальных бюджетов разыгрывается сценарий «мягкого стресса»: не растут прибыль и трансферты из федерального бюджета. В реальном выражении сокращаются сборы налога на прибыль – одного из основных фискальных источников наполнения региональных бюджетов.

В среднем по регионам постоянных доходов пока больше, чем нужно чтобы удовлетворять основные расходы в сфере образования и здравоохранения. Но разрыв в бюджетной обеспеченности регионов составляет десятки раз. Уже в следующем году текущих доходов у половины регионов будет не хватать для текущих расходов.

Значительная часть предвыборных обещаний, оцениваемых S&P в 8% ВВП, должна финансироваться из региональных и муниципальных бюджетов. Пока федеральный бюджет обещает покрыть, по нашим оценкам, не более четверти прироста расходов.

Прежде всего будут резать расходы, которые можно сократить: капитальные затраты. Но и таких возможностей у регионов все меньше, в том числе и из-за изменения законодательства: все большая часть перечислений оказывается связанной по целям финансирования, как например, дорожные фонды.

90% оставшейся гибкости приходится на шесть богатых регионов, которым резать нечего не придется. Остальным просто нечего резать. Если не случится чуда с нефтяными ценами или федеральный центр не изменит свою политику по делегированию полномочий без предоставления соответствующих финансовых ресурсов, проблемы будут у очень многих.

Москва, Ольга Радько

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика,