Эксперты: Лоукостер «Аэрофлота» станет лидером в регионах
Вчера во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что авиакомпания готова в кратчайшие сроки создать собственную компанию в сегменте низкобюджетных авиаперевозок (лоукост), которая будет работать на внутренних рейсах. Для этого необходимо внести поправки в Воздушный кодекс.
Очевидно, что, поскольку лоукостер будет являться дочерней структурой самого «Аэрофлота» никакой потери в качестве обслуживания не произойдет, при этом у россиян наконец-то появится возможность приобретать билеты на внутренние рейсы за небольшие деньги. Проблема дефицита внутренних авиаперевозок уже не первый год остро стоит на российском авиарынке: об отсутствии качественных региональных компаний не раз высказывались, в том числе, российские власти.
Глава «Аэрофлота» также отметил, что необходимо поменять федеральные авиационные правила. «Есть несколько поправок, которые мы должны сделать. Первое – пассажир должен за багаж платить, если мы говорим о «лоу-костере». Сегодня же 10 килограммов багажа пассажир везет бесплатно. Мы также должны разрешить лоу-костеру не кормить пассажира на рейсах. Пока нам это запрещают те же федеральные авиационные правила», – сказал Савельев.
Среди экспертов уже давно бытует мнение, что поправки необходимо вносить – без них лоу-костер не сможет нормально и эффективно работать на рынке. С мнением гендиректора «Аэрофлота» согласно и экспертное сообщество.
«Во всем мире лоу-кост перевозчики предлагают определенную конструкцию, когда за минимальную базовую цену продается собственно услуга перевозки. Все сопутствующие сервисы включаются в цену дополнительно, – говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт». – Таким образом, мы видим, что сама перевозка на самолете из пункта А в кункт В может стоить минимально в том случае, если выражаясь образно, вынести за скобки бортовое питание, перевозку багажа, риск отказа от авиаперелета. Все то, что сегодня авиакомпании, согласно Воздушному кодексу и существующим требованиям Федеральным авиационным правилам вынуждены включать в состав и соответственно в стоимость услуги».
Также известно, что помимо планов по созданию собственной лоу-кост компании, «Аэрофлот» планирует активно развивать свои собственные внутренние авиаперевозки и собирается приобрести около 100 воздушных судов Sukhoi Superjet для работы внутри России. Это означает, что отечественное самолетостроение фактически получает рынок сбыта внутри страны. «Гражданские самолеты Сухого должны будут вывести на рынок самолеты с увеличенной дальностью полета, и, возможно, что и эти машины будут представлять для «Аэрофлота» определенный интерес. «Суперджет» может превосходить свои хконкурентов среди 90-местных самолетов по стоимости пассажиро-километра», – резюмирует Олег Пантелеев.
Но и эта инициатива меркнет по сравнению с другой, высказанной Виталием Савельевым в ходе встречи спрезидентом. На российском авиационном рынке действительно назревают революционные изменения. «Аэрофлот» собирается отказаться от своей монополии на международных направлениях. Если это произойдет, то российский рынок пассажирских авиаперевозок станет рынком чистой и свободной конкуренции.
«Мы либерализовали с вами рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у «Аэрофлота», есть монопольные направления на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример – мы готовы отказаться от монополии на 34 рейсах за рубеж. И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям», – пояснил гендиректор «Аэрофлота».
Эксперты считают эти изменения революционными не случайно. В мировой практике а подобный шаг решился всего только один национальный авиаперевозчик – компания British Airways в Англии открыла свои монопольные направления для других британских авиаперевозчиков. «Аэрофлот» уже не первый год заявлял о своей готовности работать в конкурентной среде, и открыто предлагал «коллегам по цеху» также отказываться от своих монопольных направлений, дабы создать действительно конкурентную среду на рынке. При этом экспертное сообщество убеждено, что данная инициатива «Аэрофлота» будет полезна и для самой авиакомпании.
«Компания, которая получает казалось бы грозного конкурента, в принципе в ряде случаев только лишь выигрывает. Потому что, с одной стороны, она конечно теряет возможность завышать цены монопольно, но, с другой стороны, за счет заметного увеличения числа клиентов даже при меньшей марже она выигрывает на гораздо большем масштабе, – соглашается Олег Пантелеев. – И возможность увеличить свое присутствие на тех или иных линиях, даже с учетом появления конкурентов, может дать лучшей финансовый результат. И, естественно, это будет по достоинству и с благодарностью оценено самими пассажирами».
«Решение «Аэрофлота» нужно не только приветствовать, но и всемерно пропагандировать, прежде всего, в транспортной отрасли, где монопольные настроения все еще велики. «Аэрофлот» пошел навстречу не столько партнерам-конкурентам, сколько всем пассажирам, так как после снижения тарифов межстрановые коммуникации станут доступнее», – резюмирует Никита Кричевский, д.э.н, проф. председатель экспертного совета Опора России. – Инициатива «Аэрофлота» особенно актуальна в условиях высоких цен на авиабилеты, растущих вследствие значительных топливных расходов авиакомпаний».
Москва, Анастасия Смирнова
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».