The Economist: Путинская стабильность может превратиться в застой Особенности кремлевской путиномики
Путинская стабильность может трансформироваться в застой. Хотя президент России периодически заявляет об улучшении бизнес-климата в стране, результаты его деятельности свидетельствуют об обратном. Владимир Путин живет в «пузыре», который может лопнуть. Чтобы исправить ситуацию, ему необходимо отказаться от кумовства и авторитаризма, избавиться от коррупции и ослабить давление бюрократического аппарата на малый бизнес, пишет The Economist (перевод РИА «Новый Регион»).
Издание отмечает, что для Владимира Путина это был сложный год. Его решение вернуться на свою старую работу в качестве президента России спровоцировало массовые протесты в Москве и других городах. Также это привело к падению его популярности. Но несмотря на все перипетии, ему удалось сохранить контроль над ситуацией. Отчасти причиной этого можно считать тот факт, что российская оппозиция неорганизованна и разобщена. Также нельзя не отметить, что путинский Кремль оказался готов беспощадно подавить несогласных и протесты, как в случае с Pussy Riot, так и совсем недавно в случае с похищением и пытками оппозиционного активиста в Киеве.
Путину помогают и высокие цены на энергоресурсы. Благодаря этому заработок среднестатистического россиянина вырос, и продолжает увеличиваться, пусть даже не так активно как раньше. Между тем, хотя цены на нефть по-прежнему высоки, в перспективе они вряд ли вырастут еще, если не брать во внимание возможную войну на Ближнем Востоке. Что касается цен на газ, которые для России имеют гораздо более фундаментальное значение, то они уже начали падать из-за сланцевого газа.
Для долгосрочной стабильности необходимо оторвать российскую экономику от энергетики и переориентировать в сферу высоких технологий, мелкого производства и сферы услуг. Достичь же этого можно только посредством развития мелкого и среднего бизнеса, считает издание.
Владимир Путин часто говорит об улучшении бизнес климата в стране, только вот его методы работы пока демонстрируют обратные результаты. Ненадежность и коррупция пугает инвесторов. Российский экспорт сейчас стоит на трех китах: углеводороды, деньги (отток капитала демонстрирует рекордные показатели) и люди (особенно, образованная молодежь). Страна докатилась до зловеще низкого уровня среди своих международных конкурентов. Несмотря на недавнее вступление в ВТО, которое само по себе должно вроде как гарантировать резкий рост конкурентоспособности экономики, под руководством Путина роль государства продолжает расти, что ярко демонстрирует поглощение «Роснефтью» ТНК-ВР.
Придя к власти в 1999 году, Владимир Путин пообещал россиянам стабильность вместо карикатурного хаоса, оставшегося после правления Бориса Ельцина. Именно за это его избрали изначально. Этот акцент на стабильность стал причиной жесткой конфронтации с Западом. Последний пример – сирийский кризис. Путин воспринимает все реформы внутри страны как перманентно опасные, а «арабскую весну» как попытку Запада распространить свое влияние на весь Ближний Восток. Именно поэтому он продолжает накладывать вето на резолюции ООН, направленные на свержение кровавого режима Ассада в Сирии.
Такое отношение не принесет Путину новых друзей ни в арабском мире, ни на Западе, пишет издание. Это также в долгосрочной перспективе угрожает и его положению внутри собственной страны.
Стабильность может трансформироваться в стагнацию, если он не расширит базис российской экономики. Для этого ему необходимо отказаться от кумовства и авторитаризма, укрепить законодательную базу, избавиться от коррупции и ослабить давление бюрократического аппарата и налоговой на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей, полагает The Economist.
В то же время, по мнению издания, если брать в расчет российское кровавое прошлое, привлекательность стабильности вполне оправдана. Однако единственный способ для Путина поставить страну на реально крепкий фундамент – это внедрить те самые реформы, которые он воспринимает как опасные.
Между тем Путин и его команда по-прежнему верят в то, что стабильность и порядок – это их все. Они не признают тот факт, что, в конечном счете, слишком велика вероятность перехода от стабильности к стагнации, которая уничтожит предпринимательство. Несмотря на широко разрекламированное инвестирование, мелкие и средние предприниматели создают лишь 20% рабочих мест в стране. Слишком часто мелкие компании в России теряют всю свою прибыль из-за налогов и откатов. Это во многом объясняет то, почему никто не спешит инвестировать в Россию.
Находясь почти 13 лет у власти, Путин живет в «пузыре», который может взорваться и лопнуть. Предыдущие министры, Алексей Кудрин и Герман Греф, кто реально мог провести необходимые реформы – больше не в правительстве. Однако реформаторы все же остались во власти вокруг Дмитрия Медведева. Он занимал пост президента 4 года с 2008-го до 2012-й, хотя, в сущности, это выглядело как временная замена Путина, который не выпускал власть из своих рук все это время. Сейчас же Путин также контролирует правительство Медведева и никаких сигналов перемен не предвидится.
Москва, Инна Санина
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».