AMP18+

Москва

/

Аналитики: Савельев спас «Аэрофлот»

Уже через пять-семь лет «Аэрофлот» будет вполне сопоставим с такими гигантами, как Lufthansa, Air France или Turkish Airlines по объему пассажиропотока и по размерам маршрутной сети, полагают эксперты. «У наших компаний очень важное преимущество. Европейские перевозчики растут на проценты, наши – на десятки процентов», – говорит Борис Рыбак из Infomost, цитату которого приводит журнал «Форбс».

Такой рост «Аэрофлота» является бесспорной заслугой генерального директора компании Виталия Савельева, и того, как там поставлен бизнес в последние несколько лет, такое мнение высказывают авторы журнала «Форбс».

Главный редактор «Форбса» Елизавета Осетинская обратила внимание на небезынтересную тенденцию: среди наиболее эффективных управленцев, представляющих команду Путина, которым удалось в действительности сделать компании максимально клиентоориентированными, особо выделяются именно глава «Аэрофлота» Виталий Савельев и президент Сбербанка Герман Греф.

«В «Аэрофлоте», где контроль принадлежит государству, под руководством Савельева происходят перемены, которые трудно не заметить, – пишет главный редактор журнала «Форбс» Елизавета Осетинская. – Еще несколько лет назад неповоротливый гигант не имел даже приличного сервиса бронирования электронных билетов, а регистрация через интернет была чем-то экзотическим».

О том, насколько изменилась компания под руководством Савельева, свидетельствуют отзывы пассажиров. По данным InSites Consulting, в 2012 году «Аэрофлот» получил самые высокие оценки пассажиров по качеству сервиса среди 16 компаний альянса SkyTeam. Опрос консультантов из Bain & Company показал, что в 2011 году 52% пассажиров рекомендуют компанию родным и знакомым (в 2010 году – 44%). Надо отметить, что прирост лояльности на один процентный пункт обеспечивает увеличение выручки на $15 млн. В прошлом году прибыль компании составила $491 млн (10-е место среди авиакомпаний мира).

Эксперты обращают внимание, что еще несколько лет назад – в 2008 году – «Аэрофлот», стоял на краю пропасти, «без немедленного вмешательства через два месяца компания перестала бы обслуживать кредиты и выплачивать зарплату». Именно тогда – в кризисной ситуации – кресло генерального директора было предложено Виталию Савельеву, он пришел на смену зятя Бориса Ельцина – Валерия Окулова.

«Я понимал, что иду спасать компанию, лечить хирургическими методами», – вспоминает Савельев. К тому времени Савельев уже успел сделать себе карьеру успешного управленца, поработав главным конструктором на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, в начале 90-х работал председателем правления банка «Россия», потом до 2001 года возглавлял банк «Менатеп-Санкт-Петербург» откуда перешел на должность запреда правления «Газпрома». Позднее работал замминистра экономического развития и торговли, а в 2009 году Савельев снова вернулся в бизнес, поступив на работу первым вице-президентом АФК «Система».

Свою деятельность в «Аэрофлоте» Савельев начал с оптимизации затрат: сменил весь топ-менеджмент, сократил запланированные прежним руководство расходы на $958 млн, начал покупать топливо сначала на конкурсной основе, а потом – напрямую у нефтяных компаний по формуле, привязанной к мировым биржевым ценам.

Параллельно с этим начал вводить инновационные технологии в работу компании. «После аудита информационных систем управления 180 программных комплексов заменили на четыре базовые платформы, автоматизировали бухгалтерский и налоговый учет, бюджетирование, управление закупками и запасами, техобслуживание и ремонт самолетов», – вспоминают на страницах «Форбса» историю становления компании. Но ключевым изменением явился, пожалуй, тот факт, что «Аэрофлот» стал постепенно становиться клиентоориентированной компаний. И сегодня российский авиаперевозчик – один из лидеров глобального рынка по уровню сервиса.

«Аэрофлот» сегодняшний – это одна из самых неплохих российских компаний. И это реально так. Во всех международных рейтингах он выглядит очень достойно. А любая компания, которая имеет хорошие рейтинговые позиции, интересна и с точки зрения инвестиций», – констатирует гендиректор компании «Финэскпертиза» Агван Микаелян.

С ним полностью согласен аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк: «С точки зрения пассажиров, с точки зрения сервисов, компания является одной из лучших, и это заслуга менеджмента. Также я бы отметил финансовую устойчивость. Проводимая финансовая политика позволяет сохранять достаточно положительные коэффициенты».

Отдельно аналитики отмечают и умение Виталия Савельева обратить на пользу тот факт, что «Аэрофлот» является компанией с государственным участием. «Мне кажется, что основная заслуга Савельева в том, что он находит общий язык, как с представителями инвестиционного сообщества, так и с государством», – говорит Андрей Шенк.

По мнению аналитиков рынка, государственное участие в «Аэрофлоте» также накладывает на компанию немалые социальные обязательства. Однако и этот факт высокопрофессиональному менеджеру Виталию Савельеву удалось заставить работать на пользу компании.

«Аэрофлот» достиг значительных успехов, сумел за короткий срок консолидировать региональные авиаактивы. И это залог того, что региональные перевозчики будут своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства», – считает экономист Никита Крический.

«Форбс» отмечает, что «Аэрофлот» очень четко и быстро реагирует на конкуренцию в зоне своих интересов, что – несомненно – является залогом развития компании.

«Во-первых, он («Аэрофлот») стал быстрее отвечать на ценовые предложения конкурентов, внедрив новую электронную систему бронирования, – замечает старший аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков. Сейчас на каждый рейс компания предлагает в среднем 22 тарифа, которые высчитывает специальная программа, анализируя многолетнюю статистику загрузки рейсов, доходности и другие показатели. Как правило, чем ближе к дате вылета, тем дороже билет. Во-вторых, компания вторглась на туристические направления, бывшие вотчиной конкурентов. «Аэрофлот» получил статус назначенного перевозчика в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, запустил рейсы в Дубровник, Римини, на Родос и Корфу. Всего в 2011 году «Аэрофлот» получил допуск на выполнение регулярных рейсов в 9 городов, в том числе в Коломбо, Хошимин, Канкун и Тиват. В 2012 году сеть увеличилась еще на 20 маршрутов».

И это – не предел. В этом году «Аэрофлоту» наконец-то удалось выстроить свои отношения со своими базовым аэропортом «Шереметьево». В октябре между аэропортом и авиакомпанией было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. «Структурированные взаимоотношения с базовым аэропортом – это очень важный момент, который является достижением именно команды Савельева», – констатирует руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Савельев убежден, что в будущем Москва превратится в международный хаб. Город отлично подходит для этого, ведь находится не только между Европой и Азией, но и между Индией и Северной Америкой.

Как и несколько лет назад, когда Савельев пришел руководить «Аэрофлотом», генеральный директор не отказывается от новаторских идей. Решение проблемы с нехваткой пилотов, Савельев видит в отмене запрета на работу в российских авиакомпаниях иностранных пилотов. Иначе, считает Савельев, можно ждать коллапса всей гражданской авиации страны уже в следующем году. В Минтрансе прислушались к этим доводам и, как стало известно, в октябре был подготовлен проект по допуску иностранных пилотов к штурвалам самолетов российских авиакомпаний.

«К 2025 году мы будем перевозить 75 млн пассажиров в год, войдем в двадцатку крупнейших авиакомпаний в мире. Мы от своей стратегии не откажемся», – уверяет Савельев.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Транспорт, Финансы, Экономика,