Скандал в «Ура.ру»: Корпоративный конфликт, борьба за свободу слова или криминальный пиар? В громкой истории поставлена точка
Скандал вокруг популярного уральского интернет-ресурса «Ура.ру», который за последние месяцы прогремел на всю страну из-за уголовных дел против сотрудников редакции и её руководителя, завершился. Главный редактор портала Аксана Панова заявила о своем уходе вместе с журналистским коллективом, а место у руля занял её бывший заместитель Михаил Вьюгин.
Точка в скандальном конфликте была поставлена сегодня на собрании акционеров. Согласно официальному заявлению, конфликт вокруг информагентства «Ура.ру» полностью разрешён.
Все подробности – в материале корреспондентов «Нового Региона»:
Сегодня состоялось внеочередное собрание участников ООО «Ура.ру». Как сообщил управляющий партнер адвокатского бюро «Бельянский и партнеры» Андрей Бельянский, Аксана Панова, которая с 2006 года была директором и главным редактором информагентства «Ура.ру», по собственному желанию покинула эти посты. На должность редактора назначен Михаил Вьюгин, до этого занимавший пост заместителя редактора СМИ. Директором стала Елена Дегтянникова. Это, как сообщается, «грамотный юрист, профессиональный управленец, она будет заниматься исключительно вопросами финансово-хозяйственной деятельности».
На сегодняшний день доля в 51% ООО «Ура.ру» принадлежит австрийской компании BF TEN Holding GmbH, 49% – Аксане Пановой. Сама Аксана Панова планирует отказаться от своей доли в пользу Михаила Вьюгина.
«Никакого корпоративного конфликта на сегодняшний день нет. Также нет никакого конфликта между Аксаной Пановой и Михаилом Вьюгиным. Совет директоров прошел сегодня в деловой обстановке», – рассказал Андрей Бельянский.
Скандальная история с «Ура.ру» с самого начала вызвала бурную и неоднозначную реакцию в журналистском и экспертном сообществе. С одной стороны, высказывались опасения, что уголовные дела могли стать прецедентом: в принципе, любой недовольный политик и бизнесмен мог написать заявление в правоохранительные органы, которые затем направились бы разбираться с журналистами с помощью уголовных дел.
С другой стороны звучали мнения, что это внутренний конфликт главного редактора «Ура.ру» Аксаны Пановой и новых совладельцев уральского портала, которые в прошлом году решили заняться медиа-бизнесом. По одной из версий, именно новые совладельцы Ura.ru инициировали громкие уголовные дела против Пановой и её сотрудников, пытаясь таким образом наказать несговорчивых журналистов.
Третьи полагали, что все это похоже на криминальный самопиар, который по взаимной договоренности ведут обе стороны – и Панова, и новые владельцы «Ура.ру». Сторонники этой версии обращают внимание, что слишком уж показательно и нелогично выстраивались уголовные дела, которые при таком развитии событий могли иметь только одно продолжение – быть закрытыми.
В любом случае, конфликт вышел за внутрикорпоративные рамки и приобрел федеральное звучание. В итоге «Ура.ру» существенно прибавило себе читателей и заметно расширило аудиторию. Новые совладельцы добились отставки неугодного главреда и получили контроль над интернет-ресурсом. Аксана Панова приобрела имидж борца за свободу слова и получила широкую известность, что наверняка позволит создать проект федерального масштаба. В её профессионализме никто не сомневается.
В этой ситуации самой последней точкой в этой истории, по всей видимости, должно стать закрытие всех уголовных дел, и все останутся довольны, если только не будет «кровной мести». Впрочем, проигравшие все же есть: скандал вокруг «Ура.ру» ударил по имиджу свердловского губернатора Евгения Куйвашева, который из молодого и перспективного руководителя превратился, по выражению одного из наблюдателей, в некоего бурбуна, который давит независимые СМИ, и, возможно, его карьера теперь под вопросом.
Так или иначе, Аксана Панова в своем финальном заявлении отметила, что даже после этой историии новые владельцы ей предлагали высокооплачиваемый бессрочный отпуск, уговаривали остаться на не имеющем полномочий посту председателя правления компании, но она отказалась. Теперь она создает новый интернет-проект «Znak.Com».
«Читатели «Ура.ру» знают, что вело ко всей этой ситуации. В конце лета у коллектива агентства сильно ухудшились отношения с областными властями, и как следствие – с основным владельцем («BF TEN» контролируется предпринимателями Алексеем Бобровым и Артёмом Биковым). Конфликт вылился в возбуждение уголовного дела по якобы имевшему место факту хищения средств со счета агентства. [...] Потом посыпались новые уголовные дела, фигурантом в которых являлась редактор «Ура.ру» Аксана Панова. Эти дела были фоном продолжавшихся переговоров о дальнейшей судьбе агентства и роли Аксаны Пановой в нём. Переговоры, мягко говоря, прошли неудачно. Поэтому уголовные дела продолжаются, а собрание участников ООО «Ура.ру» поставит точку в семилетней истории нашей работы под брендом «Ура.ру». Брендом, который мы создали и вырастили», – отметила Панова в своем финальном *заявлении.
«Несколько дней назад «Lenta.Ru» опубликовала большой материал о нашей судьбе, там один из «источников в окружении губернатора» прямо объясняет причины всех проблем «Ура.ру»: «У нас задача стабильность строить, детские сады. Нам не нужно СМИ, которое сидит на инсайдах от всей областной элиты и эту же элиту между собой стравливает». Это действительно все объясняет: договорившимся о многом региональным элитам выгоднее иметь спокойное, бесконфликтное информационное поле», – отметила бывший главред «Ура.ру».
Михаил Вьюгин, которые сегодня занял пост главного редактора «Ура.ру», накануне в *ФБ следующим образом прокомментировал завершение конфликта: «Привет, Аксана! Раз ты решила общаться со мной через facebook*, значит и этот разговор состоится здесь. Все равно последние два месяца мы не разговариваем без свидетелей. С того момента, как ты начала орать на меня, требуя отказаться от моего собственного адвоката, потому что теперь не можешь меня контролировать. Твои адвокаты, кстати, так и не пришли на суд по законности моего обыска, хотя сами на нем настаивали. И ты настаивала.
Сегодня наша совместная работа заканчивается. [...] Помню 2006 год, когда мы только создавали Российское информационное агентство «Ура.ру». «Ты – моя опора, – сказала мне ты. – Официально мы не делим ООО пополам, но знай – мы равные партнеры».
Работать с тобой – удовольствие и счастье. Но только до тех пор, пока ты, выбирая между дружбой и деньгами, не выбрала деньги, и предала. Ты знаешь, о чем я: год назад, заключая сделку, ты уже не выполняла условия нашего нравственного договора. И не только в отношении меня. Тогда ты быстро сочинила какую-то версию, и никто не сомневался в твоих словах. Доверие было безграничным.
Оно могло быть таким и сейчас. Помнишь, когда документы по сделке были уже опубликованы, когда стало ясно, что новый владелец агентства исполнил все обязательства, я спрашивал тебя не о том, где деньги, а почему, зачем ты решила сподличать и испортить долгие человеческие отношения? Только для того, чтобы стать богаче? Свой ответ ты тоже помнишь – ты снова наврала.
Наврала, а спустя несколько недель выложила здесь же мою фотку с маленьким Артемом, прилюдно попыталась манипулировать. Все время, пока идет корпоративный конфликт за «Ура.ру» (а это именно корпоративный конфликт и ничего более), я смотрю, что ты делаешь с ребятами, и вижу каждую манипуляцию. Ты как паучиха плетешь паутину лжи, а ребята в ней вязнут. Недосказать, ввести в заблуждение, запугать. И одновременно в переговорах разменивать коллектив: в первом проекте мирового соглашения была доплата в 5 млн долларов, во втором – отказ от претензий в 40 млн рублей, затем – доплата в 16 млн.
Даже когда мы собрались обсудить будущее нашего коллектива, ты подменила разговор об агентстве темой морально-нравственного долга перед тобой. Тебя спросили: не можешь или не хочешь работать с владельцем. «Не хочу!», – и отвергла все варианты. Декрет, отъезд, формальную смену статуса, даже паузу в полгода, за которые мы могли бы подготовить нормальный новый сайт – все, что требовало от тебя уступки, но позволяло бы сохранить спокойствие 30 человек, каждый из которых такая же часть «Ура.ру», как и ты. Тебе просто наплевать, и уже давно.
Для меня это дико, непонятно. Я больше не доверяю тебе, а без доверия не могу работать. Поэтому сегодня мы расходимся. Вторая причина – отсутствие какой-либо войны. Ни за свободу слова (пользователи FB может в это и верят, но постоянные читатели «Ура.ру» – нет), ни за право на профессию (в ней никому не отказано). С тобой что-то случилось, и каждый из нас знает, что именно, каждый знает, чьи личные амбиции привели к уничтожению дружной и дерзкой команды.
Я ухожу, чтобы доказать: нет деления на черное и белое, зло и добро. Нет никаких окопов, и напротив нас нет фашистов. Жизнь прекрасна и обладает миллиардами оттенков, и бесконечным множеством альтернативных решений».
Сегодня корреспонденты РИА «Новый Регион» провели опрос экспертов и участников конфликта в «Ура.ру», чтобы понять что же все-таки произошло. Однозначной оценки случившемуся по-прежнему нет:
Декан журфака УрГУ Борис Лозовский: «В агентстве «Ура.ру» работает и работало значительное количество выпускников журфака УрГУ. Мне всегда было интересно, что с ними происходит, мне всегда хотелось помочь им – я следил за их судьбой. Надеюсь, что эту ситуацию удастся разрешить достойно.
Давайте признаем, что так называемым информационным сопровождениям, к сожалению, сегодня занимаются многие СМИ. И сейчас случай с «Ура.ру» дал хороший повод, чтобы порассуждать что сегодня происходит с российской журналисткой и как она будет развиваться дальше. Это серьезный и важный для внутрицеховой рефлексии повод. И как бы не закончилась эта ситуация – мы будем её анализировать, и возможно, что она станет основой для методологических выводов уральского журфака».
Глава администрации губернатора Свердловской области Яков Силин: «Хорошо, что вы меня не спрашиваете про судьбу египетских пирамид… Потому что речь идет о чисто внутреннем споре в этом информационном агентстве. Поэтому предлагаю: давайте дадим им возможность разобраться со своими проблемами самостоятельно».
В екатеринбургской приемной одного из «контрольных» акционеров «Ура.ру» Алексея Боброва заявили следующее: «Вы знаете, нам совершенно нечего сказать относительно ситуации с этим агентством. Попробуйте позвонить в приемную Алексея Олеговича в Москве». При этом свой отказ в компании никак не пояснили. Но, похоже, что секретарь все это время совещалась с самим Бобровым, который просто не захотел что-то объяснять, отмечает корреспондент «Нового Региона». Тем не менее, «Новый Регион» воспользовался этой рекомендацией и обратился в московский офис Боброва. Ответ оказался ожидаемым: там предложили звонить в Екатеринбург, «потому что Алексей Олегович сегодня находится там».
Александр Юрин, председатель Союза журналистов Челябинской области: «История «Ура.ру» – это, на мой взгляд, коммерческий конфликт, имеющий явную политическую подоплеку – в России без этого никуда. Можно понять и акционеров, и Панову. На самом деле все достояние Пановой – это не какие-то миллионы, а то, что у неё в голове. Этого у неё не отнять. Если она будет вынуждена расстаться с проектом «Ура.ру», я могу предполагать, что через некоторое время она создаст новый интернет-проект. Я уверен – она не пропадёт».
Александр Полозов, заместитель руководителя администрации губернатора Челябинской области, в прошлом – сотрудник «Ура.ру»: «Могу лишь выразить сожаление, что такое профессиональное СМИ, как «Ура.ру», в котором я имел честь работать, попало под удар сиюминутных политических интересов людей, о которых Свердловская область через какое-то время и не вспомнит. В своем блоге я поблагодарил судьбу за то, что уберегла меня от того, чтобы стать непосредственным участником этого дележа, и пожелал удачи обеим командам. С ними, независимо от их взаимоотношений, мы, надеюсь, остаемся друзьями».
Антон Подлуцкий, главный редактор информационного агенства «РБК-Украина»: «Ситуация с Аксаной Пановой и ресурсом «Ура.ру» в Украине практически не отслеживается. Потому что в контексте событий, происходящих в России – как в бизнес-среде или гражданском секторе, так и в медиа-сфере – случай с Пановой, похоже, становится не некоей сенсацией, а повседневностью. Принцип «кто не с нами – тот против нас», продуцируемый федеральной властями и ее ставленниками на местах, взят на вооружение повсеместно. Учитывая, что только мне известно о нескольких случаях, когда российские журналисты намерены перебираться в Украину, этот процесс скоро станет массовым. Вот только украинский рынок едва ли выдержит наплыв большого количества россиян-медийщиков, в Украине им придется влачить, по сравнению с той же Москвой, очень и очень скромное существование. Да и, как показывает практика, далеко не всегда россияне способны понять тонкости и нюансы жизни, быта и правил игры современной Украины».
Эксперт по СМИ, научный сотрудник философского факультета МГУ, политолог Александр Сегал: «Понятно, что Аксана – пока ей работалось комфортно с властями, она с ними работала и не стеснялась. И все так называемые принципы честной журналистики, которых, по большому счету, раз-два и обчелся, она не помнила. А, как только возникли проблемы (судя по всему, по её вине, она решила изменить условия сотрудничества с властью), она стала сразу честной, принципиальной и страдалицей. Известный анекдот: вы либо трусы оденьте, или крестик снимите.
Самое мерзкое в этой истории, что в ней замешаны дети. Ими пользуются как элементами борьбы. Это уже несказанное бл*дство».
Политолог Евгений Минченко: «Первое – Аксана Панова человек очень жесткий и не очень компромиссный. Эта сложность существует. Я считаю, её главная ошибка была в том, что она решила одновременно воевать на несколько фронтов. То есть один конфликт она могла бы выиграть, а в ситуации, когда у неё одновременно сразу несколько конфликтов – с собственниками, с Куйвашевым (губернатор Свердловской области), с прокуратурой, с милицией – исход был предрешён.
Что касается собственников – у меня сложилось впечатление, что они покупали «Ура.ру», чтобы использовать его для решения своих бизнес-задач. И это было одним из предметов разногласий с Пановой. Скажем, нацеливаясь получить те или иные активы в регионах, Бобров и Биков, я так понимаю, пытались использовать в том числе и «Ура.ру» как инструмент для реализации этих бизнес-задач, что в общем-то не является чем-то специфичным для нынешней российской действительности. Это скорее – обычная практика. В этом смысле каких-то особых претензий им предъявлять не надо. А зачем, собственно, еще у нас бизнесменам покупать средства массовой информации?
Второе – что касается конфликта. Я так понимаю, конфликт усугубляло личное отношение Пановой и её нежелание участвовать в войне против Ройзмана, что в общем-то тоже можно понять.
Что касается методов – совершенно спокойно можно было остаться в правовых рамках и не устраивать эти все маски-шоу, огромное количество уголовных дел и так далее. И все эти заявления товарища из областного телевидения Антона Стуликова... Некоторые обвинения в адрес Пановой выглядят абсолютно комично. Например, представитель областного телевидения говорит: «Панова шантажировала меня тем, что против меня опубликует негативные материалы, и я поэтому перевел ей средства компании».
Извините, тогда уголовных дел должно быть два: одно – против Пановой, а другое – против этого Стуликова, который осуществил хищение средств компании для решения своей личной задачи. Так ведь получается по логике! Там же не было проблем с репутацией ОблТВ, а была проблема с его личной репутацией. И вот для решения своей личной проблемы он, оказывается, взял и осуществил перевод в несколько миллионов рублей.
На мой взгляд, все это – какая-то кривая история. И стиль, в котором это делалось, – обыски при ребенке в отсутствие матери и так далее… Главный результат этого – Куйвашев, который очень хорошо начинал, получил очень серьезную имиджевую проблему. Когда он приходил на губернаторский пост, он был молодой, перспективный, демократичный, в Йеле учился. Мечта любого имидж-мейкера! И вот в результате всей этой истории с «Ура.ру» он превратился в какого-то бурбона, который глушит независимые СМИ… И посмотрите, какой федеральный фон он получил просто на ровном месте. При том, что реально у Куйвашева были неплохие карьерные перспективы. Сейчас они, конечно же, под вопросом. Имиджевую пробоину он получил достаточно серьезную».
Генеральный директор РИА «Новый Регион» Александр Щетинин: «Конфликт Аксаны Пановой с уральским губернатором и его окружением полностью раскрыл суть взаимоотношений СМИ и российской власти. Я не «открою америки», если скажу: в РФ давно уже не осталось ни одного издания, которое бы в той или иной мере не сотрудничало с властью. Все получают деньги и все вынуждены заниматься «пропагандой и агитацией». И «повестка дня», которую необходимо задать, очень простая: отсутствие любой критики. В регионах это вообще означает полную зависимость изданий от местных «князьков». Не было исключением и «Ура.Ру». Деньги брали у власти? Скажите честно. Или не брали? Ещё до того, как продали издание тюменским энергетикам. А последние сделали это по конкретному поручению конкретного губернатора и по предложению самой Аксаны Пановой.
Все помнят, что издание «Ура.ру» было продано ровно год назад, в декабре прошлого года. Оксана заявила тогда, что покупатель – это не «кремль» и не «березовский», а «профильный, медийный австрийский инвестор». Зачем же потребовалось врать себе, коллективу и читателям? Всем ведь было понятно, что окончательный вопрос о покупке решался даже не на Урале, а в высоких кабинетах администрации российского президента.
Сейчас Аксану наказывают за невыполнение обязательств, взятых ей при сделке. Наказывают намерено сурово, потому что она была «своей в доску» для покупателей: господ Куйвашева, Бикова и Боброва. У всех же четверых были очень задушевные, личные, дружеские взаимоотношения. Это были отношения – «на ты». Аксана считала себя политическим советником и консультантом этой новой тюменской элиты, «заходящей» в Свердловскую область. Она их и действительно «завела» на Урал. Обижаться теперь не на кого.
Мой совет простой: не путать впредь политический консалтинг и медийный бизнес. А при сделках с властью отдавать себе отчёт, чем это всё может закончиться.
За саму Аксану я нисколько не переживаю, она – очень талантливый журналист и руководитель, она получила приличные деньги в результате продажи агентства, достаточные для создания нового успешного проекта. Чего я ей и желаю. Надеюсь, она теперь ни от кого не будет зависеть. Желаю ей также не лишиться самого главного, что у неё есть. А главный капитал Аксаны, это вовсе не $5 млн в австрийском банке, а созданный ей журналистский коллектив. Жаль только, что всё закончилось публичными разборками между Пановой и выращенным ей же Михаилом Вьюгиным. Они просто не поделили деньги.
Надеюсь, после этой истории все станут мудрее. «Вам же всем ещё жить и работать в Свердловской области», – как предупреждал совсем по другому поводу экс-губернатор региона Эдуард Россель».
«Новый Регион» будет следить за дальнейшим развитием ситуации.
Екатеринбург – Москва, Андрей Романов, Евгения Жаркова, Светлана Намская, Михаил Рябов, Михаил Дежнев
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».