The Financial Times: Мир на грани великого финансового кризиса Председательство России в G20 – дополнительный повод для беспокойства
Во всем мире, куда не взгляни, кризис. Одна или даже несколько стран могут выйти из еврозоны. Насилие может распространиться по всему Ближнему Востоку. Конгресс США может увести страну с финансовой вершины в рецессию. Снова может вспыхнуть спор вокруг островов между Китаем и его соседями, что вынудит Штаты начать интервенцию. Однако, как считает обозреватель авторитетной британской деловой газеты The Financial Times Деанн Джулиус (перевод РИА «Новый Регион»), больше всего стоит опасаться, что одно из таких событий, а то и несколько сразу, вновь ввергнут мир в глобальный финансовый кризис – Великий Финансовый Кризис II.
По мнению автора публикации, вероятность кризиса обусловлена тремя причинами. Во-первых, мировая экономика все еще в крайне хрупком состоянии и лишь начала восстанавливаться после Великого Кризиса 2007-2008 годов. Домохозяйства и правительства по-прежнему отягощены долговыми обязательствами. Банки продолжают сокращать свои балансовые отчеты и не уверены в перспективах дальнейшего развития. Любой новый шок может стать для них дополнительным серьезным обременением, что повлечет за собой ещё большие сокращения.
Во-вторых, экономическая политика достигла крайнего предела. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика находятся у границ своей эффективности. Великий финансовый кризис стал причиной рецессии балансовых отчетов, что говорит о том, что кенсианская система стимулирования на основе новых заимствований будет, по меньшей мере, безрезультатна, а в худшем случае спровоцирует обратный процесс. Центральные банки удерживали номинальную ставку ближе к нулю беспрецедентно долго и повышали ликвидность своих финансовых институтов посредством валютного стимулирования. Только по всем показателям они оказались в классической ликвидной ловушке. Банки столкнулись с крайне низким спросом на новые займы и в любом случае стабилизаторы демонстрируют необходимость наращивания резервов. Валютное стимулирование поддерживает лишь банки, и не допускает капитал к реальной экономике, а негативные последствия для вкладчиков и пенсионных фондов растут. Такая политика будет не в состоянии предотвратить внешний шок.
Третья причина – это политическая слабость. Затянувшийся период строгой экономии подрывает политическую основу ведущих партий и подзадоривает экстремистов, как левых, так и правых. Непосредственному риску подвергаются страны еврозоны. Ослабленная после весенних выборов власть Италии или победа сепаратистов в Каталонии могут оказаться не только началом конца евро, но и спусковым механизмом Великого Финансового Кризиса II.
Ключевая роль в сокращении рисков лежит в международном сотрудничестве. Необходимо тщательно следить за экономическими показателями кризисных регионов, и при необходимости применять политику экономического сдерживания. Чтобы предотвратить распространение региональных кризисов на глобальную экономику, также необходимо продумать план действия в экстренных ситуациях, при этом, не замыкаясь в протекционизме. Большая двадцатка, в таком контексте, наиболее подходящее для этого место. Но к несчастью в следующем году очередь председательствовать дойдет до России, а это еще один повод для беспокойства, считает обозреватель британской газеты.
Лондон, Инна Санина
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».