AMP18+

Москва

/

Новый коррупционный скандал – коммерческого директора «Аэрофлота» отстранили от должности

В российских госкомпаниях назревает новый громкий коррупционный скандал: 21 декабря 2012 года первый заместитель генерального директора «Аэрофлота» Андрей Калмыков был отстранен от руководства коммерческим блоком компании. Как передает портал ratanews.ru, теперь его должность называется «первый заместитель генерального директора по производству».

Сам Калмыков в своем электронном письме коллегам объяснил эти изменения «ростом объемов производственных задач» и невозможностью «совмещать работу по координации коммерческого и производственного блоков». Однако объяснение это весьма странное: выходец из туриндустрии Калмыков всегда был коммерсантом, а не производственником. По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, это – версия самого «героя», которая скорее похожа на хорошую мину при плохой игре. Похоже, переброска коммерсанта на производственный участок – первый шаг к увольнению: по фигурирующим в СМИ сведениям, вскоре возможно и возбуждение резонансного уголовного дела.

По информации из нескольких осведомленных источников, которых цитирует пресса, на самом деле отстранение Калмыкова связано с расследованием ФСБ его деятельности в «Аэрофлоте» и туристической компании «Санрайз», которую он возглавлял до прихода в госкомпанию. В частности, Калмыкову инкриминируется лоббирование интересов «Санрайз» и продажа крупных блоков мест ей посредством непрозрачные схем на невыгодных для «Аэрофлота» условиях. Косвенным подтверждением этой версии может служить сообщение, что компания «Санрайз тур» теперь будет участвовать в электронных торгах авиакомпании на общих основаниях, прозвучавшее одновременно с известием об изменении функций Калмыкова.

Действительно, с назначением Калмыкова в апреле 2010 года на должность заместителя генерального директора «Аэрофлота» по коммерции, со стороны игроков туристического рынка посыпались обвинения в необоснованных преференциях «Санрайз». Так, по словам Ирины Тюриной, с появлением Калмыкова «Аэрофлот» перестал «выставлять на открытые электронные торги направления, которые интересны туроператорам – Анталию, Египет, Таиланд, ОАЭ, Бали, Будапешт, Вену, Карловы Вары». Вместо этого им предлагаются Амстердам, Брюссель, Дрезден, Краков, куда устойчивого туристического спроса нет. При как отмечала Тюрина, «не выставленные на торги места в Анталию оказываются сосредоточены в руках компании «Санрайз», причем долларов на 100 дешевле, чем готовы были купить другие туроператоры».

В открытом письме бывших сотрудников «Ланта-тур»от 30 января 2012 г. прямо говорилось: «По итогам электронных торгов на летние блоки мест, проводимых «Аэрофлотом», все лучшие лоты, например, на «жирном» для туроператоров направлении Москва – Анталия в высокий сезон по выигрышной цене оказались только у «Санрайз тур»… «Санрайз», к слову, не представил лучшего ценового предложения, хотя предлагались более выгодные для «Аэрофлота» условия».

В своем письме бывшие сотрудники разорившейся «Ланта-тур», кстати, утверждали, что именно Калмыков виновен в банкротстве их компании и туроператора «Капитал-тур», так как эти компании были отключены от системы бронирования «Аэрофлота» по его инициативе.

Неудивительно, что аффилированность Калмыкова с «Санрайз» вызывала озабоченность законодателей: весной этого года депутат Госдумы Алексей Корниенко направил на имя генпрокурора Юрия Чайки запрос с требованием расследовать деятельность Андрея Калмыкова в «Аэрофлоте» и «Санрайз тур». Есть основания полагать, что результаты этой проверки стали одним из факторов отстранения Калмыкова от руководства коммерческой деятельностью госкомпании.

Непосредственным поводом к понижению топ-менеджера могли стать обыски и выемки документов, которые прошли в начале декабря в дочерней компании авиаперевозчика «Аэрофлот – Оренбургские линии». По сведениям из правоохранительных органов, Калмыков лично курировал деятельность этой компании, которая в 2012 году была сконцентрирована исключительно на выполнении контрактов «Аэрофлота» с «Санрайз тур» и «Пегаса Туристик». Итогом этой деятельности стало то, что обратно пропорциональным образом изменились финансовые результаты партнеров «Аэрофлота», связанных с именем Калмыкова. А это не только уже упоминавшийся «Санрайз», но и «Пегас Туристик», главный покупатель блоков мест у «Аэрофлота». Ведь недавно Калмыков прямо предлагал Совету директоров «Аэрофлота» выкупить «Пегас» по цене в несколько раз дороже рынка.

При оценке работы Калмыкова «Аэрофлоте» наверняка сказался и громкий конфликт с «Шереметьево» – едва ли не впервые в российской истории открытое противостояние двух госкомпаний вылилось на страницы СМИ. Напомним, что 12 сентября в 8:50 утра в столичном аэропорте «Шереметьево» произошло отключение электроэнергии, когда из-за несрабатывания резервного генератора оказался обесточенным оказался терминал D, используемый «Аэрофлотом», и произошел сбой регистрации пассажиров. А с 1 октября из-за позднего сообщения администрации Шереметьево о ремонте ВВП, происходили массовые задержки рейсов «Аэрофлота».

При том что вина «Шереметьева» в обоих случаях очевидна, «Аэрофлот», как сообщают источники, собирался решить эти вопросы в рабочем порядке. Что и произошло впоследствии, когда было заключено соглашение о стратегическом партнерстве между «Аэрофлотом» и «Шереметьево». Однако Калмыков, по сведениям источников, спровоцировал обострение конфликта, перенеся его в публичную плоскость – в своем твиттере он преувеличивал и время задержек, и накал страстей пассажиров. В результате, авиаперевозчик был втянут в жесткий конфликт со своим базовым аэропортом: зашла речь даже об отставке гендиректора «Шереметьево» Михаила Василенко на ближайшем собрании акционеров.

Впрочем, как говорят эксперты отрасли, шум был поднят не просто так – Калмыков таким образом сумел отвлечь внимание руководства «Аэрофлота» и общественности от другого скандала. Дело в том, что как раз с октября в «Аэрофлоте» был объявлен сезон скидок. В Афины и Берлин можно было долететь, в соответствии с предложением компании за 89 евро. В Дели и Пекин – за 149 евро, в Барселону и Вашингтон – за 199 евро. Однако как только первые граждане попытались забронировать «горящие билеты», сайт авиакомпании оказался недоступен, после чего выяснилось, что все спецпредложения уже распроданы. В Рунете вспыхнул скандал, «Аэрофлот» завалили» возмущенными письмами. Руководство начало разбирательство и выяснило, что билеты, предназначенные для розничной продажи, были проданы турфирмам блоками, но по той же самой специальной маркетинговой цене. Вот вся эта история и растворилась под грузом бессмысленных пререканий «Аэрофлота» и «Шереметьево».

После перемещения Калмыкова «на производство», новым куратором коммерческого блока был назначен заместитель генерального директора по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов. Участникам рынка он известен как профессионал, славящийся своей принципиальностью и независимостью. В мае этого года Курмашов стал обладателем престижной премии института Адама Смита в номинации «Лучший финансовый директор нового поколения». Это уже третья профессиональная награда Шамиля Курмашова на посту финансового директора ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии». В 2010 году он стал обладателем премии «Финансовый олимп» в номинации «Финансовый директор». А в ноябре прошлого года получил премию «Финансовый директор 2011» в главной номинации – «Лучшая динамика финансовых результатов».

Характерно, что первым действием Курмашова новом посту стала отмена преференций «Санразу» и «Пегасу» – теперь электронные торги по всем билетным квотам будут проходить именно так, как и были задуманы изначально – открыто и непредвзято. Так что, судя по этим решительным действиям, руководство авиаперевозчика уже начало избавляться от «горького наследства» Калмыкова. Ему самому в скором времени наверняка придется давать объяснения относительно своей работы в «Аэрофлоте» не только руководству компании.

Москва, Екатерина Попова

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Туризм, Финансы, Экономика,