Политологи: Оппозиция проиграла битву за умы
По итогам уходящего года можно смело констатировать – идеи либеральных лидеров, еще недавно выводившие на улицу тысячи «разгневанных горожан», спустя совсем короткое время оказались совершенно невостребованными не только большинством населения, но даже и «креативным классом», говорят эксперты.
По мнению политологов, протестное движение утратило свой потенциал, уступив грамотной и взвешенной политике властей. Владимир Путин вышел победителем из противостояния с оппозицией.
Оружием победы Путина стала политика разрешительной демократии, уверен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. В своем докладе «Итоги политического года в России: «турбулентность» преодолена?» он раскрыл приемы, позволившие президенту уменьшить политическую напряженность и предотвратить политический и социальный раскол.
Суть разрешительной демократии заключается в максимально допустимом участии населения в демократических процедурах при одновременном четком соблюдении законности и определении правил ведения игры в интересах групп большинства. Так, возвращаются выборы губернаторов, отмененные несколько лет назад. Но главной составляющей политической реформы стала, пожалуй, либерализация партийной системы. В минюсте уже зарегистрированы 44 политические партии, и около 200 ждут своей очереди.
Парадоксально, но партийная либерализация пошла на пользу даже «Единой России», объявленной оппозицией чуть ли не корнем всех российских бед. К выборам 2011 года партия власти пришла в тотальном одиночестве, отмечает Мухин. Ей противостояли все остальные партийные организации, сумевшие создать в массах ощущение избыточного монополизма «Единой России». В результате партия лишилась значительной части электората и набрала на выборах 49% голосов.
Однако утратив титул «партии большинства», вместе с ним единороссы избавились и от многих большинства обвинений в свой адрес. Результат не заставил себя ждать – уже в октябре 2012 года региональные выборы продемонстрировали практически повсеместный успех «Единой России».
А что же оппозиция? «Мы увидели процесс умирания либерального процесса. Наверно, это было главным содержанием этого года», – заявил гендиректор института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, участники митингов протеста просто устали слушать одно и то же, не видя никакого реального результата.
Согласен с ним и Алексей Мухин. «Креативный класс», очевидно, разочаровался в лидерах протестующих и переключился на решение своих насущных экономических проблем», – уверен он. Кроме того, оппозиция ухитрилась дискредитировать собственное главное требование – честные выборы. В ходе избрания членов Координационного совета стало ясно, что выбирали в него не политиков, а медиаперсон, «раскрученных телевизором», заявил Павел Пряников, сам принимавший непосредственное участие в тех выборах.
Критикует либералов и политолог Леонид Радзиховский в авторской колонке «Аргументов и фактов». «Надо уметь столь нагло и открыто целый год врать своим сторонникам (а как ещё назвать их «марши миллионов», «режим падёт», «скоро новые выборы» и прочую подобную чушь?). Надо опять же уметь за год не выдвинуть из своей среды никого, отдалённо похожего на лидера, а заниматься идиотскими тусовочными «приколами» типа «ОкупайАбай», которые ничего, кроме неприязненного удивления, у обычных людей не вызывали. И вот теперь, судя по падающей кривой митингов, от раскачивания лодки хомячков стало тошнить».
В результате приверженцы либеральной оппозиции, ставшие свидетелями «политической импотенции», превращаются в перспективную аудиторию для Путина, отмечает Мухин. Этой же точки зрения придерживается и политолог Сергей Марков, полагающий, что президент может побороться за симпатии среднего класса в ближайшем будущем. Но увлекаться этим не стоит, предупреждает Марков, чтобы не подвергать риску уже достигнутую лояльность большинства населения.
По мнению Мухина и других экспертов, немалую роль в народной поддержке президента сыграли его антикоррупционная программа и новая кадровая политика. «Президент ясно дал понять, что неприкасаемых нет, а отставка следует практически моментально после выявления серьезных недостатков и злоупотреблений. Антикоррупционная кампания, конечно, не могла не вызвать одобрение большинства населения», – считает эксперт.
Сильное впечатление производит и та легкость, с которой президент расстается с неэффективными чиновниками. После стремительно уволенного министра регионального развития Олега Говоруна стало ясно, что близость к каким-то «кланам» или «кругам» на самом деле ничего чиновникам не гарантирует, а кадровые решения принимаются Путиным прагматично и радикально, в соответствии с запросами общества и эффективностью самого чиновника. «По сути, сигнал, поступивший из Кремля, говорит о том, что профессиональные качества и репутация управленца теперь ценятся гораздо больше, чем внешняя лояльность», – уверен Алексей Мухин.
«Ценности баланса, стабильности и спокойствия, которые столь яростно отрицались в течение последних пяти лет, вновь поддержаны российским избирателем. Градус политического противостояния упал до минимума. Зато существенным образом возросли требования к нормальным демократическим институтам. Общество возвращается к норме. И это, пожалуй, лучший результат прошедшего года», – резюмирует Мухин.
Москва, Екатерина Попова
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».