Вдова Александра Литвиненко раскрывает закулисные тайны ФСБ Бывший агент КГБ помогал британской и испанской разведке
«Шесть лет я не решалась на этот шаг. Но если я сейчас ничего не сделаю, это дело прекратится», – заявила в интервью Newsweek Марина Литвиненко, вдова экс-офицера ФСБ, предположительно отравленного российскими спецслужбами. Она инициировала расследование дела об убийстве ее мужа в суде присяжных и собирается привлечь Кремль к суду в Европе, пишет Newsru.com.
«Вечером 1 ноября 2006 года Александр пришел домой, и у него началась рвота... Когда приехали врачи, мы попытались объяснить, что мы диссиденты и что это может быть попыткой заказного убийства. Они посмотрели на нас, как на сумасшедших», – приводит перевод интервью InoPressa. Когда волосы Александра начали выпадать, когда он уже не мог говорить, когда его кожа пожелтела и сморщилась, стало ясно, что его отравили, вспоминает Марина.
Через три недели после смерти Литвиненко эксперты по токсикологии провели анализ на полоний-210, и он оказался положительным. Каждый год производится лишь небольшое количество этого радиоактивного металла, в основном на государственных ядерных реакторах, 97% которых находятся в России, отмечает издание. Скотланд-Ярд быстро вышел на след полония: он привел к чашке чая, которую Александр выпил на встрече с Андреем Луговым. После отъезда Лугового в Россию расследование было заморожено.
Марина Литвиненко – профессиональная исполнительница бальных танцев, и работа помогает ей держаться бодро. «Это дает внутреннюю свободу», – делится она. Марина рассказала, что до 30 лет была знакома с КГБ только по советским фильмам о благородных разведчиках и никогда не слышала о диссидентах. Но внутреннее чутье не подвело ее: «В университете я могла выбрать между экономикой и занятиями танцами. Я чувствовала, что советская система фальшива, и выбрала танцы», – вспоминает она.
После знакомства с Александром – офицером отдела по борьбе с организованной преступностью и терроризмом бывшего КГБ – Марина узнала, что сотрудники спецслужб занимаются похищениями и выбиванием информации у подозреваемых в терроризме. По ее словам, ее муж также подделывал видеозаписи, свидетельствующие о нарушениях прав человека в Чечне, о чем позже сожалел.
Год от года Александр выглядел все более усталым и раздраженным. «Большинство русских живут как будто за стеклом, где, как им кажется, не происходит ничего дурного, пока кто-нибудь не бросит камень и не разобьет это стекло», – рассуждает Марина Литвиненко. Первый такой камень был брошен в 1998 году, когда Александр рассказал в интервью о том, что на самом деле происходит в ФСБ. Против него начали выдвигать одно обвинение за другим, что вынудило его бежать из России в перерыве между тюремными сроками.
В 2000 Александр Литвиненко с женой попросили политического убежища в Лондоне, и там он публично обвинил ФСБ в организации взрывов в Москве и в контролировании рэкета и международных наркокартелей.
В Великобритании супружеская пара начала новую жизнь, Александр начал встречаться с такими российскими изгнанниками, как диссидент Владимир Буковский. При поддержке Бориса Березовского Литвиненко начал масштабную кампанию против ведомства, на которое он прежде работал.
Экс-офицер ФСБ, по словам его вдовы, начал беспокоиться, когда богатые русские начали скупать целые районы Лондона. «Он начал опасаться того, что КГБ внедряется в Британию. Никто не знал, откуда идут эти деньги, кто в действительности стоит за российскими инвесторами в британские компании. Мир, от которого мы бежали, пришел сюда», – вспоминает Марина.
«Он рассказал мне, что помогает MI-6 и испанским спецслужбам расследовать связь между отмыванием в Европе денег русской мафии и Кремлем. Я не верю в то, что его убили просто из мести», – говорит Марина Литвиненко. Ранее сообщалось, что в середине декабря на предварительных судебных слушаниях в Лондоне адвокаты вдовы Литвиненко заявили, что он являлся платным агентом британской разведки и при этом тесно сотрудничал с испанскими спецслужбами.
По словам Марины, она положилась на британскую систему правосудия и сосредоточилась на воспитании сына. Однако начали возникать вопросы: мог ли Александр перевозить ядерное оружие и случайно отравиться? Мог ли Березовский убить его, чтобы очернить Путина? Между тем, президент США Барак Обама начал политику «перезагрузки», а ЕС попадал во все большую зависимость от российских энергоресурсов.
Тогда вдова Литвиненко публично обратилась за помощью, чтобы собрать деньги на адвокатов. Расследование уже констатировало наличие доказательств «вины российского государства» в его смерти.
На вопрос журналиста «Вы сожалеете о том, что он пошел против системы?» Марина ответила отрицательно: «Он бы сказал мне, что смог сделать этот шаг, поскольку знал, что я его люблю и поддерживаю».
Ранее в сентябре 2012 года Марина Литвиненко уже заявляла BBC, что хочет знать, кто убил ее мужа и почему. «Я говорила это шесть лет назад и надеюсь, что, наконец, узнаю все», – выразила надежду вдова. «Полоний, который был использован... вы не сможете купить его или найти где угодно, потому что все это под контролем государства, и Лугового защитили. Он был никем, а стал членом парламента. Почему? По какой причине?» – возмущалась она.
В день пятой годовщины со смерти мужа Марина в интервью The Times призвала Андрея Лугового и другого фигуранта истории с отравлением Дмитрия Ковтуна «проявить смелость» и прилететь в Великобританию, где их с нетерпением ждут местные следователи».
В августе в интервью телеканалу «Дождь» Марина, комментируя встречу Путина с британским премьером Дэвидом Кэмероном, назвала президента России «нерукопожатным» человеком, который не уважает страну, не уважает законы этой страны и мешает следствию по делу об убийстве ее мужа.
Литвиненко, который, по некоторым данным, сотрудничал с британскими спецслужбами, скончался в Лондоне в ноябре 2006 года. Экспертиза установила, что причиной смерти стало отравление радиоактивным полонием. Однако обстоятельства этого преступления не выяснены и вызывают споры.
Британия называет основным подозреваемым российского предпринимателя Андрея Лугового, который вместе с коллегой Дмитрием Ковтуном общался с Литвиненко в предполагаемый период его отравления. Луговой находится в России, которая не собирается его экстрадировать. Кроме того, предприниматель уже во второй раз стал депутатом Государственной думы по списку ЛДПР.
Москва, Дмитрий Столяров
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».