AMP18+

Москва

/

Иностранных туристов в России станет вдвое меньше По уровню туристической привлекательности РФ приближается к Монголии и Гондурасу

Проводимая бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым политика аутсорсинга (передача как можно большего числа ведомственных функций внешним компаниям, как правило, частным) поразила не только военное ведомство. На днях генералы обнаружили, что в результате такой модернизации многие самолеты не летают, танки не бороздят снежную целину, а пушки не стреляют. Чиновники других ведомств предпочитают не обращать внимания на последствия тотального аутсорсинга в их собственных министерствах. Ведь результаты привлечения частного капитала для несения «службы государевой» будут расхлебывать другие. В том числе и туристический бизнес, пишет прибалтийский обозреватель РИА «Новый Регион» Илья Никифоров.

По прогнозу Ассоциации туроператоров России поток европейских туристов в страну Пушкина и Толстого в ближайший год пересохнет вдвое и застрянет на уровне 2-3 миллионов туристов – на уровне туриндустрии Монголии или Гондураса. Плотину перед, и так не слишком-то бурным, потоком интересующихся культурой России итальянцев, финнов, немцев, англичан и эстонцев возвел МИД РФ, передав функции оформления туристических и других виз в руки частных коммерческих «визовых центров».

Поток туристов из европейских стран в РФ, по самым свежим данным Ассоциации туроператоров России, в 2012 году снизился на 10-30%. Например, в Эстонии число иностранных туристов, желающих с пользой и удовольствием провести время в Петербурге, Пскове или Новгороде, уменьшилось лишь на 10%. Немцы оказались привередливее. Каждый шестой немец отменил запланированную туристическую поездку «на восток». По оценке операторов, поток из Финляндии в Россию в 2012 году снизился на 10-15%, из Италии – на 10%, из Франции – на 8%, из Испании – на 30%.

Тенденция эта, проявившаяся лишь в прошедшем году, грозит, по мнению экспертов Ассоциации туроператоров России, стать для многих занятых в этом бизнесе фатальной. Въездной туризм может сократиться вдвое.

Россия – страна большая, «делает ракеты, покоряет Енисей», и туризм в структуре её экономики занимает отнюдь не самое весомое место. Тем не менее, по самым последним данным, озвученным на портале российских отельеров, доля туризма в ВВП России составляет 6,7%. Быстрее всего рост внутренний туризм. Не отстает и выездной туризм. 14 миллионов россиян съездили в прошлом году «за кордон». На поддержание так называемого въездного туризма запланировано выделить 2,5 миллиарда рублей бюджетных средств, а всего бюджет намерен ассигновать в туриндустрию 4 миллиарда рублей. Деньги немалые. И, что бы ни думали привередливые немцы, миллиарды будут освоены. Однако тем, кто живет за счет «живых туристов», а не за счет освоения бюджетных инвестиций, придется туго. Это и владельцы гостиниц, и работники туристических агентств, и производители сувениров, и транспортники. Останутся мертвыми и региональные вложения в туристическую индустрию, в развлечения, в курорты,… в общем, все то, что было рассчитано на туриста «из-за бугра». Свои туристы, конечно, ничем не хуже, а иных и деньгами Бог не обидел, но европейский туристический рынок в несколько раз больше внутреннего российского. Ведь даже Ким Чен Ын не гнушается приглашать европейцев в КНДР, чтобы «проникнуться идеями чучхе» за их же – туристов – деньги.

Операторы, специализирующиеся на въездном туризме утверждают, что главная причина снижения спроса – открытие при посольствах и консульствах РФ т.н. «визовых центров» и усложнение процедуры получения виз. С середины 2012 года с целью либерализации визового режима были приняты новые правила заполнения анкет и подачи документов. Хотели как лучше, а в реальности настолько усложнили туристам получение российской визы, что им оказалось проще отказаться от поездки в Россию. Так во Франции с 2012 года увеличились сроки рассмотрения документов на российскую визу до полутора месяцев. Туристический рынок тут же отреагировал падением продаж. Ведь, если вдуматься, и российский соотечественник Жерар Депардье облегчил себе доступ в Россию, только получив гражданство РФ. Но далеко не все французы готовы на такой радикальный шаг, чтобы увидать Саранск и … там остаться.

Наиболее сложная ситуация с процедурой получения виз сложилась в Германии. Так, с января 2013 заявления на визу в визовых центрах принимаются только в электронном виде. Немецкие туроператоры лишились возможности самим брать на себя оформление виз для туристических групп, наиболее популярного способа путешествий немецких пенсионеров. Кстати, Германия, отнюдь, не лидер в компьютеризации повседневной жизни. Немецкие старики – консерваторы и просто не умеют сами заполнять документы и анкеты онлайн. Тем более что оформлять визы можно только через российские визовые центры, а вовсе не в консульствах. Причем, визовый центр принимает немецкие паспорта только у жителей определенных федеральных земель. И наконец, немцы категорически не хотят предоставлять информацию о своих доходах. Вопрос этот настолько щепетилен для простого бюргера, что он готов скрепя сердце честно отчитываться за каждый свой евро только перед официальной государственной организацией, каковой визовой центр, по определению, не является.

Не последнюю роль играет и высокая стоимость российской визы. Помимо консульского сбора в 35 евро немецкий турист обязан заплатить 25 евро и частной коммерческой организации – визовому центру. Учитывая высокую стоимость визы и сложности ее оформления, посещение России полностью теряет привлекательность.

Простой европейский обыватель или российский соотечественник за рубежом воспринимают тот или иной российский визовый центр как государственное учреждение, чуть ли не как отдел российского посольства или консульства. Но это не так. Визовый центр в Таллинне был одной из первых ласточек «дипломатического аутсорсинга», поэтому не мог не привлечь пристального внимания. Открытые вслед за ним российские визовые центры, например в Риге, уже не так волновали публику: схема для особо любознательных была уже ясна, интересы понятны, последствия туманны.

Только в Эстонии подняли шум по поводу передачи технических вопросов оформления документов для оформления въездных виз частному визовому центру. Подозрительные и скандальные эстонские соотечественники пытались усмотреть в этой инициативе некое местное начинание в интересах крупных туроператоров. Главного же – системы аутсорсинга при МИД РФ – не углядели.

На пресс-конференции перед открытием Российского визового центра посол РФ в Эстонии Юрий Мерзляков сообщил, что впредь «консульский отдел практически не будет больше заниматься или с каждым днем будет все меньше заниматься визами, это будет прерогативой визового центра». Даже оплату консульского сбора будет принимать не посольство, а визовый центр. Дипломаты специально отмечали, что впредь и все туроператоры и туристические агентства будут работать исключительно через визовый центр и по правилам для него установленным. Оператором Российских визовых центров в Таллинне, Нарве и Тарту стало зарегистрированное в Эстонии паевое товарищество Invisa Fiduciary Services OÜ.

Местные журналисты, заинтересовавшись произошедшими изменениями, тут же выяснили, что на уровне администрирования визовый центр имеет тесные, практические семейные связи с крупными российскими туристическими фирмами. Так, супруга исполнительного директора компании Invisa Fiduciary Services OÜ, которая является оператором Российских визовых центров в Таллинне, Нарве и Тарту, – входит в правление крупной туристической компании Delta Travel.

Пару лет назад таллиннская юридическая фирма LEXCOM Õigusbüroo OÜ учредила специально под будущий визовый центр фирму Invisa Fiduciary Services OÜ. Созданная фирма не долго была «полочной». 100% паев тут же перешло от LEXCOM Õigusbüroo OÜ в собственность группы москвичей из числа руководителей туристической компании «Иналекс». По словам российских дипломатов, юридически все корректно: МИД РФ в Москве проводил тендер, полгода проверял претендентов и выбрал того, кого выбрал. Сами предприниматели участие в тендере отрицают, уверяя, что МИД просто сделал выбор из числа организаций обратившихся с предложением создать визовый центр.

По словам таллиннского юриста, гражданина РФ, специализирующегося на представлении интересов россиян в эстонских судах Александра Кустова, правовой основой для создания визового центра в любой стране Евросоюза или стране, которая, подобно России, заключила соглашение с ЕС, является Регламент Евросоюза. Ещё этот документ известен как «Визовый кодекс ЕС». Как утверждает Кустов, любое государство для оформления виз может воспользоваться услугами внешнего поставщика в «особых обстоятельствах». Что за особые обстоятельства? Ну, во-первых, это – наплыв желающих, с которым консульские учреждения не в состоянии справиться. Во-вторых, страна не может географически покрыть консульскими услугами всю территорию страны пребывания. « Если бы такой центр в Эстонии открыли на Сааремаа, было бы понятно. Открытие его в Таллинне совсем непонятно», – растолковывал журналистам юрист.

Не понятна была и местным русским соотечественникам и практическая ценность Визового центра. Конечно, во всех странах, где проживают большие российские диаспоры, всегда есть претензии к посольствам и консульствам РФ. Эстония в этом смысле страна совершенно типичная. Александр Кустов обратил внимание СМИ на то, что претензии в адрес консульского отдела Посольства РФ в ЭР до сих пор касались, прежде всего, «обслуживания граждан РФ по вопросу обмена паспортов и получения других документов». Жалоб на работу визовой секции не было. Озабочен Александр Кустов и проблемами безопасности: «Визы – это дело государственное, дело допуска иностранцев на территорию РФ. В последнее время, особенно в условиях нарастающего терроризма, усиливается контроль за въездом. И при этом у нас основная деятельность по оформлению виз передана коммерческому предприятию, которое будет действовать, минуя консульский отдел, связываясь напрямую с Москвой. Если учесть, что основная задача любой коммерческой структуры – получение прибыли, то интересы государства в ситуации, когда местные посольские чиновники совершенно исключаются из процесса, априори не могут стоять во главе угла».

Хотя юрист не уставал указывать местным СМИ на несуразности и сомнительные с правовой точки решения по передаче визового центра фирме оператору, но переход на получение визовых услуг через посредничество частной коммерческой организации был необратим. Через полгода такой же визовый центр появился в Латвии, а затем и в других странах ЕС. Новинка визового аутсорсинга прижилась. Скандалы поутихли. Желающие получить визу в Россию заплатив не только консульский сбор, но деньги за посредничество, смирились с тем, что все дорожает.

Российский опыт в кои-то веки оказался востребованным и в Эстонии. Нынешнее правительство и праволиберальная Реформистская партия давно проводят политику передачи тех или иных государственных функций и обязательств частным фирмам. Аутсорсинг – знамя современной бюджетной политики. Если тюрьмы, так частные, если армия, так полностью наемная, если скорая помощь, так коммерческая. В чем-то это удается, в чем-то пока – нет, но любовь к передаче социальных функций вместе с бюджетными средствами частному бизнесу имеет место быть. Вот и МИД Эстонии пошел по пути российских коллег. В Петербурге при генеральном консульстве Эстонии был открыт и заработал эстонский визовый центр. Последствия для туризма прогнозируются те же самые.

Российский туризм в Эстонию в течение последних нескольких лет рос как на дрожжах, хотя до сих пор не может сравниться с потоком россиян в Финляндию. Естественно, россияне стали оформлять больше туристических виз. Статистика внешнеполитического ведомства Эстонии гласит, что зарубежные представительства Эстонии в прошлом году приняли около 180 000 визовых ходатайств. Это на 21,5% больше, чем годом ранее. Большая часть виз предназначалась гражданам РФ. Больше всего ходатайств – 52 533 – было подано в генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Далее идут посольство в Москве (48 719), псковское отделение петербургского генконсульства (28 676) и посольство в Минске (26 870).

Российским туроператорам, сотрудничающим с эстонскими коллегами, вроде бы нужно радоваться. Но не тут-то было. Петербургские туроператоры раздражены открытием визового центра при генеральном консульстве Эстонии. Виза для разборчивых русских туристов стала дороже, а сама процедура оформления документов сложнее. Российские аналитики в сфере туристического бизнеса предсказывают снижение до сих пор нараставшего потока туристов. С ними вполне солидарны и представители гостиничного бизнеса Эстонии.

На прошедшей в феврале в Таллинне традиционной туристической ярмарке Tourest директор российской компании Baltic Shuttle Андрей Волков говорил, что «мы обязаны платить на 25 евро больше просто за то, что визовый центр просто перенесет эти документы в консульство». Эстонский визовый центр, сетуют российские туроператоры, не гарантирует подачу документов в срок. Интерес петербуржцев к Эстонии в результате падает. Наш санкт-петербургский турист просто тупо пойдет в посольство Финляндии и оформит там визу. И как честный турист поедет в Финляндию отрабатывать свою визу. Вместо того чтобы совершить две-три поездки в Эстонию, он сделает одну в Эстонию, а две-три – в Финляндию. И потратит деньги не в Эстонии, а в Финляндии.

Хотя при финском консульстве также работает визовый центр, для российских туристов виза в Финляндию выгоднее эстонской. Финны охотнее выдают многоразовую полугодовую визу. Эстонские бизнесмены, работающие с российскими туристами, разделяют беспокойство российских коллег, так как туристический рынок очень чувствителен к любым изменениям.

Вряд ли российский МИД или эстонский МИД намеревались подорвать отечественную туриндустрию. Они реализовывают собственную ведомственную политику, экономят средства, перекладывают расходы на рядовых путешественников, а то, что в результате такого аутсорсинга экономия одного рубля ведет к потере нескольких сот долларов, и десятков тысяч рабочих мест, не имеет значения. Так удобнее. И спокойнее.

Таллинн, Илья Никифоров

© 2013, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Северо-Запад, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Туризм, Экономика, Прибалтика,